Preview

Российское право онлайн

Расширенный поиск

Цифровизация публичного управления: преимущества и риски

https://doi.org/10.17803/2542-2472.2024.32.4.005-010

Аннотация

Статья посвящена осмыслению преимуществ и рисков цифровизации публичного управления. Исследуется соотношение цифровизации и цифровой трансформации публичного управления. Прогнозируется успешная цифровизация традиционных средств управления, а также формирование смешанных алгоритмов деятельности человека и машины в сфере публичного управления. Рассматриваются семь преимуществ (удобство управленческой деятельности; ускорение управленческих коммуникаций; упрощение управленческих процедур; использование больших массивов данных; принципиально новая доступность органов публичной власти и публичных услуг; оптимизация затрат; гуманизация публичного управления) и семь рисков (расширение поля для бюрократических манипуляций; излишняя проактивность публичных структур; удвоение процедур документооборота и прежде всего отчетности; возрастающая зависимость публичного управления от цифровых технологий; рост возможностей киберпреступности, в том числе должностных киберпреступлений; «профанация» или фиктивность цифровизации публичного управления; возможность утраты субъектности управления человечеством) цифровизации публичного управления. Делается вывод, что содержательные недостатки публичного управления цифровизация не преодолевает, но лишь усугубляет, предоставляя недобросовестным управленцам новые возможности неправомерного поведения. Можно и нужно осуществлять развитие публичного управления традиционными способами, совмещая их с внедрением цифровых технологий. При этом передача искусственному интеллекту принятия управленческих решений представляется опасным и антигуманным сценарием, поддерживается решающая роль человека в публичном управлении. Не следует возлагать на искусственный интеллект и цифровые технологии в целом чрезмерных ожиданий, проводить цифровизацию ради цифровизации без видимых благ для общества и тем более подвергать человечество рискам непредсказуемых управленческих решений и их последствий.

Об авторе

А. Н. Чертков
Центр исследований проблем территориального управления и самоуправления Корпоративного университета развития образования
Россия

Чертков Александр Николаевич, главный научный сотрудник, доктор юридических наук, доцент

129344, г. Москва, Енисейская ул., д. 3, корп. 5 



Список литературы

1. Губин А. М. Цифровизация и публичное управление: специфика взаимодействия и пути развития // Право и цифровая экономика. — 2021. — № 4. — С. 50–55.

2. Зубарев С. М. Правовые риски цифровизации государственного управления // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — № 6. — С. 23–32.

3. Канунникова Н. Г. Государственное управление в условиях цифровизации: зарубежный опыт, проблемы и перспективы развития // Административное право и процесс. — 2023. — № 6. — С. 38–40.

4. Касьянов С. В. Цифровая трансформация как новый драйвер повышения результативности в системе государственного и муниципального управления // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2019. — № 9. — С. 5–12.

5. Талапина Э. В. Применение блокчейна в государственном управлении: перспективы правового регулирования // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2020. — № 3. — С. 96–113.


Рецензия

Для цитирования:


Чертков А.Н. Цифровизация публичного управления: преимущества и риски. Российское право онлайн. 2024;(4):5-10. https://doi.org/10.17803/2542-2472.2024.32.4.005-010

For citation:


Chertkov A.N. Digitalization of public administration: benefits and risks. Russian Law Online. 2024;(4):5-10. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/2542-2472.2024.32.4.005-010

Просмотров: 190


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-2472 (Online)