
«Российское право онлайн» — это:
- объем — 100–200 полос;
- печать — полноцветная;
- стилистика — научная, научно-публицистическая;
- жанры — статья, доклад, тезисы, реферат, очерк, лекция, рецензия, обзор, комментарии и др.;
- авторы — отечественные и зарубежные ученые и практики, а также студенты и аспиранты;
- аудитория — мужчины и женщины от 18 лет с высшим и неполным высшим образованием: руководители высшего звена и специалисты, представляющие международные, государственные органы и организации, НИИ, вузы, библиотеки, архивы, музеи, бизнес-структуры, фонды, студенты, аспиранты;
- база данных научного цитирования — РИНЦ (Российский индекс научного цитирования), всем рукописям присваивается DOI (Digital Object Identifier);
- цель — оперативное продвижение достижений юриспруденции за счет использования электронной формы издания, создание и поддержание креативной научно-практической дискуссионной площадки для обсуждения и решения важнейших государственно-правовых проблем;
- проблематика — рубрики журнала позволяют многогранно раскрыть актуальные вопросы как глобальной, так и узкопрофильной государственно-правовой тематики, а именно:
- теоретико-историческое правовое направление,
- публично-правовое направление,
- частноправовое направление,
- уголовно-правовое направление,
- международно-правовое направление,
- междисциплинарное направление.
Публикация работ осуществляется безвозмездно.
Текущий выпуск
ТЕНДЕНЦИИ
Обеспечение избирательных прав и свобод граждан является важной задачей любого демократического государства, в том числе и в ходе необъявленных гибридных войн. Анализируя особенности организации электоральных процедур в современных условиях, автор выделяет субъекты, объекты, цели и формы гибридных войн, их воздействие на организацию процесса голосования, а также возможные меры и способы противодействия им. Автор приходит к выводу, что в отличие от военных конфликтов гибридные войны де-юре не имеют победителя и будут продолжаться перманентно с разной степенью интенсивности в различных сферах общественных отношений. А в период организации и проведения выборов и референдумов потребуются специальные правовые подходы к регламентации избирательных процедур и методы их реализации для обеспечения электорального суверенитета, обеспечения избирательных прав и свобод граждан в полном объеме в непростых условиях внешнего воздействия. В работе анализируются практические на правления работы, связанные с противодействием вмешательству в выборы и обеспечением электорального суверенитета.
Утвержденные в 2021–2023 гг. документы стратегического планирования в сфере защиты традиционных российских ценностей, культуры и исторической памяти постулировали базовые правовые нормы-принципы государственной ценностно ориентированной политики. Защита наиболее значимых общегражданских традиционных духовных ценностей — ключевых конституционных ценностей, которые составляют ядро российской само бытности и выступают главным фактором формирования общенациональных интересов, нормативно закреплена в качестве цели права и его институтов. Нормативными актами также определен инструментарий, в том числе правовой, нового направления публичного управления в сфере обеспечения социокультурной безопасности для реализации функции правовой охраны традиционных ценностей от противоправных посягательств. Решая задачу дальнейшего закрепления принципов конституционализма в общественной жизни, данные документы стратегического планирования создают условия для формирования общенациональной гражданской идеологии в качестве инструмента реализации национальных интересов на основе всестороннего взаимодействия государства и гражданского общества по воплощению идей конституционализма в политико-правовой практике при ведущей роли в этом процессе политических партий.
В статье анализируется понятие «народ» и основные концепты данной дефиниции. Через призму дефиниции «народ» понимается население, т.е. этнос, проживающий на определенной территории; категории «избирательный корпус» (электорат) как политическая общность; в роли проголосовавших в ходе выборов избирателей как участников конституционных (их разновидности — избирательных) правоотношений. В соответствии с отечественными основами конституционного строя народ, являющийся источником публичной власти в стране, легитимизирует и формализует ее функционирование и проводимый курс государственной политики. О значимости российского народа в укреплении основ российской государственности свидетельствуют не только конституционно закрепленные в преамбуле и в основах конституционного строя положения о ключевой роли многонационального народа в обеспечении суверенной отечественной государственности на протяжении всего исторического развития страны, но и формальное (т.е. юридическое) закрепление в Стратегии национальной безопасности в качестве одной из ее основ — как полноценное обеспечение конституционных прав и свобод и достойного качества жизни российских граждан.
В статье анализируется негативный социальный феномен не легальной миграции с позиций публичного права не только как угроза национальной безопасности, но и как угроза национальной идентичности российского общества. В свете комплексного характера миграции особое значение приобретает эффективность государства, его политики и правового регулирования миграционных отношений, прежде всего в части противодействия нелегальной миграции. Анализируются вызовы и риски нелегальной миграции, которые она несет непосредственно, а также негативные последствия нелегальной миграции для различных сфер жизни и интересов российского общества и государства. Оценивается эффективность реализуемых на практике и предлагаемых исследователями мер противодействия нелегальной миграции. Делается вывод о дополнительных возможностях некоторых из них, в частности депортации, административного выдворения и реадмиссии. Учитывая масштаб и остроту проблемы, обосновывается необходимость принятия системы мер по противодействию нелегальной миграции, где Российскому государству противостоят не мигранты, но глобальная сеть криминальных организаций с высоким уровнем материально-технического обеспечения и высоким уровнем покровительства в самой России, а подчас и зарубежные силы, стремящиеся к ослаблению, дестабилизации и развалу нашей страны. Предлагаются не только меры противодействия, но и корректировка самого подхода к миграции с учетом негативного опыта миграционной политики Европейского Союза. В частности, миграция не может стать выходом из демографического кризиса, риски намного превышают преимущества. Решение демографических проблем не должно вести к изменению национальной идентичности России, а сложившаяся национальная идентичность полиэтнической российской нации должна стать объектом государственной защиты не в меньшей степени, чем национальная безопасность.
В статье представлен анализ опыта государственного управления в сфере организации и проведения российской демографической политики. Демографическая политика России рассматривается авторами в контексте обеспечения национальной безопасности. Обеспечение задач демографической безопасности современной России состоит в плановом поэтапном увеличении российской нации за счет коренного населения, а не за счет миграционного замещения, что отвечает задачам национальной безопасности. Государственное управление в сфере демографии, выступающее одним из элементов системы управления обществом, предполагает целенаправленную плановую деятельность государственных институтов в лице уполномоченных органов по решению стратегических задач в данном направлении, которое находит выражение в планировании и реализации демографической политики, осуществлении контроля в данной сфере, предполагает скоординированное взаимодействие органов Российской Федерации и ее субъектов. Авторами обозначены проблемы реализации ранее действовавших концептуальных документов, начиная с 1990-х гг., акцентировано внимание на отсутствии механизма контроля за реализацией демографической политики в регионах. Обосновано, что современная модель государственного управления требует организационно-правового обеспечения реализации задач демографической политики, поиска и обоснования оптимальных путей достижения ее нового качества. Государственное управление в сфере демографии должно напрямую коррелировать с задачами обеспечения национальной безопасности по достижению стратегических целей развития Рос сии, среди которых воспроизводство и стабилизация численности населения, укрепление общественного здоровья, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование репродуктивных установок и поведения населения выступают в числе приоритетных.
Автор предлагает рассмотреть ориентализм как способ осмысления традиционных ценностей современной России применительно к гуманитарным наукам. Он дает определение ориентализма и показывает его особенности, которые могут быть использованы для обществоведов. Им выявлены методологические подходы, которые могут быть использованы при анализе механизмов формирования мировоззрения и идентичности в рамках современного концептуального подхода, позволяющего рассматривать Россию как государство-цивилизацию. Автором проанализированы особенности японского мировоззрения, влияющего на гармоничное освоение приходящего времени, с учетом реализации традиционных ценностей и механизмов их адаптации к вызовам современности. Показана специфика формирования религиозного мировоззрения японцев на протяжении нескольких столетий. Раскрыты сильные и слабые стороны японского менталитета и проведено сравнение с российской действительностью. Автору удалось, используя ориентализм и японский подход, акцентировать внимание на особенностях наполнения традиционных ценностей и констант России как государства-цивилизации. Предложены интересные рекомендации, позволяющие осмысливать традиционные ценности современной России с учетом ориенталистских приемов и методов и особенностей японской идентичности.
РАКУРС
В статье анализируется коллизия норм права, регулирующих вопросы, связанные с порядком определения размера вреда, причиненного окружающей среде в целом и почвам в частности, а равно содержанием указанного понятия. Изучены доктринальные точки зрения на природу причинения экологического вреда почвам. Раскрыты современные тенденции судебной практики, включая практику Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Сформулированы правовые особенности возмещения вреда, причиненного почвам как компоненту окружающей среды. На основе исследования автор пришел к выводу о том, что Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит два противоположных подхода к установлению способа определения размера и порядка возмещения вреда. В целях устранения коллизий в правовом регулировании, формирования единообразия в судебной и правоприменительной практике сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования возмещения вреда, причиненного почвам. В частности, необходимо: на законодательном уровне установить приоритет денежной формы возмещения вреда и методик и такс; в императивной форме установить исключительные случаи, когда возможным будет возмещение вреда в натуре; утвердить требования к содержанию и порядку утверждения проекта восстановительных работ для целей возмещения вреда окружающей среде; регламентировать порядок осуществления государственного контроля (надзора) за ходом восстановительных работ; установить состав, порядок и условия, при которых затраты на устранение вреда могут быть учтены при определении размера вреда в денежной форме.
Глобальное изменение климата представляет собой одну из ключевых угроз для экосистем, экономики и социальной стабильности, что делает обеспечение климатической безопасности стратегическим приоритетом государственной политики. Это особенно актуально для России, где темпы потепления значительно превышают среднемировые показатели. Таяние вечной мерзлоты, учащение лесных пожаров, экстремальные осадки и другие последствия создают серьезные мультипликативные риски для инфра структуры, сельского хозяйства и энергетического сектора. Целью работы является всесторонний анализ правовых механизмов обеспечения климатической безопасности в России, выявление пробелов в регулировании. В статье рассматриваются эколого-правовые аспекты климатической безопасности в Российской Федерации, анализируются международные и национальные механизмы регулирования, раскрывается содержание понятия климатической без опасности как комплексной междисциплинарной категории, объединяющей экологические, социально-экономические и геополитические аспекты. Особое внимание уделено анализу эколого-правовых основ климатической безопасности, включая эволюцию международного климатического права и поэтапное развитие российского законодательства в данной сфере. Систематизированы ключевые принципы эколого-правового регулирования климатической безопасности и исследованы различные методы правового регулирования. Рассматриваются как традиционные административные инструменты (запреты и ограничения), так и современные экономические стимулы, углеродное налогообложение и инновационные рыночные механизмы. Сделан вывод о необходимости комплексного системного подхода, интегрирующего перечисленные принципы и методы для эффективного противодействия климатическим угрозам и обеспечения устойчивого низкоуглеродного развития России в условиях глобальных изменений климата. В заключение сформулированы конкретные рекомендации по усилению климатической политики, включая поэтапное введение углеродного налога, развитие международного технологического сотрудничества и расширение механизмов общественного контроля.
РОССИЯ
В статье представлена авторская интерпретация событий февраля — октября 1917 г., связанных со становлением республиканской формы правления в России, с точки зрения изменения мировоззренческих констант и формирования новой национальной идеологии. Разрушение системы ценностей, являвшейся оплотом абсолютистского режима, стало причиной глубокого системного кризиса, который охватил все сферы государственной и общественной жизни и в первую очередь затронул сферу духовную. Демократизация системы государственного и местного управления и самоуправления, муниципализация правоохранительных органов, нормативное закрепление буржуазно-демократических прав и свобод граждан как высших ценностей — всё это должно было стать необходимыми условиями формирования новой национальной идеологии «во имя свободной России, спасения Отечества и обновления всей русской жизни»1. Автор на основе изучения комплекса источников исследовал опыт Временного правительства, связанный с попыткой формирования основ новой национальной идеологии и сопутствующей ей системы ценностей, и сделал вывод о том, что эта практика не могла оказаться успешной в условиях перманентного духовного кризиса, роста нигилистических и экстремистских настроений и других факторов политического, социально-экономического, культурно-религиозного и иного характера.
В статье раскрывается авторская позиция относительно соотношения, полномочий и взаимодействия Государственной думы и Государственного совета, описано влияние выявленных фактов на политические тенденции российского общества. В статье рассматриваются основные проекты, концепции и принципы работы Государственной думы и Государственного совета, в том числе их историческое развитие и основные политико-правовые тенденции работы. В первой части статьи дается терминологическая, историческая и правовая справка об изучаемых институтах государственной власти. Во второй части анализируется происхождение системы российского парламентского строя, сложившегося к концу существования Российской империи. Третья часть является итогом работы, устанавливающей и анализирующей влияние политико-социальных процессов российского парламента на тенденции политической эволюции российского общества, а также иных национальных обществ, являвшихся составной частью Российской империи. Ра бота над источниками и институционально-функциональный анализ информации о вышеупомянутых институтах государственной власти приводит к выводу, что политическое и юридическое оформление положения Государственной думы и Государственного совета имело сложный и многосторонний исторический характер. Статья содержит изученные в русской историографии факты и анализирует плохо освещенную отечественными исследователями сторону политических тенденций в западных, этнически нерусских территориях Российской империи — преимущественно в Польше и Финляндии, основание и подтверждение которых находится в исследованиях, проводимых иностранными исследователями.
Рассмотрен механизм социалистических преобразований общества через принятие законодательных актов на примере исторического опыта Советского государства. Эта система отличалась от западных парламентских систем тем, что обладала устойчивостью и могла успешно работать в кризисных условиях, например в условиях гражданской войны или социалистической реконструкции народного хозяйства в период коллективизации. Важной характеристикой системы было то, что она обеспечивала поддержку властных решений государства со стороны народа, интересы которого в высших органах представляли делегаты съездов Советов, члены ЦИК, делегаты партийных съездов. Еще одной характеристикой системы следует считать взаимозаменяемость законодательных органов, то есть все четыре высших органа системы были наделены законодательными полномочиями. В статье проведен анализ разработки и принятия советских законов в 1920–1930-х гг. на примерах законодательства о едином сельскохозяйственном налоге и законодательства о проведении коллективизации, которые показывают, что, вопреки распространенному мнению о том, что регулирование в советской системе осуществлялось на основании партийных решений, важным социо-политическим ресурсом и средством преобразования общества выступали советские законы, принятые в установленном порядке и воплощавшие в себе идеи руководителей партии и Советского государства, а также представителей народа в советских и партийных органах, выработанные на основе теорий К. Маркса и В. И. Ленина.
В статье при помощи анализа административного, гражданского и специального банковского законодательства, а также с опорой на исследования ведущих представителей юридической науки приведена оценка правового положения Банка России. Автором делается акцент на том, что кредитор последней инстанции признан юридическим лицом, осуществляющим расходы за счет собственных доходов и обладающим всей триадой правомочий в отношении своего имущества, которое тем не менее считается федеральной собственностью. Попытка охарактеризовать организационно-правовую форму мегарегулятора — актуальная проблема многих научных трудов, порожденная терминологией как конституционных положений, так и Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». За долгие годы дискуссии авторы уже предлагали именовать главный банк первого уровня и некоммерческой организацией, и образованным в общественно полезных целях государственным учреждением, и коммерческой организацией с особым правовым статусом. В настоящее время Банк России вполне может быть охарактеризован критериями, предъявляемыми в науке для юридических лиц публичного права. Необходимость участия в гражданском обороте, отвечающая поставленным законодательством перед национальным банком целям, должна грамотно сочетаться с ролью инструмента денежно-кредитной политики Российской Федерации. Не имея целью извлечение прибыли и обладая, однако, некоторым аспектом предпринимательской деятельности, эмиссионный банк отмечается компетенцией в области контроля и надзора на финансовых рынках, реализуя отдельные государственно властные функции по управлению банковской системой. Делается вывод, что юридическое лицо Банка России, которое едва ли возможно охарактеризовать известной терминологией организационно-правовых форм, занимает особенное место среди организаций, наделенных публичными полномочиями.
МИР
В статье рассматривается концепция международно-правового общения кубанского ученого Н. А. Захарова, который исследовал проблемы международного права в начале XX в. Н. А. Захаров сформулировал общие положения учения международного права, но объектом его пристального внимания стали международно-правовые конфликты и способы их разрешения. В своих трудах он постарался дать ретроспективный анализ институализации средств и способов разрешения указанных конфликтов и с учетом своего опыта определил тенденции развития международного права и межгосударственного взаимодействия. Несмотря на то что Н. А. Захаров акцентировал внимание на необходимости использования исключительно мирных способов разрешения международно-правовых споров, он называл и принудительные способы, среди которых репрессалии, которые могут выражаться в организованных военных действиях. Войну же Н. А. Захаров не относил к правовым явлениям, отмечая, что это проявление самых низких качеств человеческой природы. Но это проявление он считал неизбежным, поэтому государства так или иначе будут прибегать к этому средству международно-правового общения. Задача же международного права состоит в минимизации деструктивных, разрушительных последствий использования данного средства. Н. А. Захаров предсказал повышение роли примирительных процедур и способов разрешения международно-правовых конфликтов, признавая их нравственную основу и обходя стороной соотношение силы разных государств.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
В статье исследуется цель, содержание и значение правовой реформы в аксиологическом аспекте. На основе коммуникативной методологии изучена правовая идеология как ценностное основание правовой реформы. Особое внимание уделено анализу содержания и роли в проводимой в России правовой реформы правовых архетипов этатизма и соборности. Это позволило прийти к выводу, что правовая реформа представляет собой комплекс радикальных изменений (трансформаций) в правовой реальности, осуществляемых с целью конструирования высокоэффективного механизма поддержания бесконфликтного сосуществования в определенном социуме. Правовая реформа аккумулирует и эксплицирует конвенциональные ценности социума и детерминирует интенциональность правового развития. Правовая реформа направлена не только на частичное изменение отдельных вопросов правовой системы и трансформацию правового регулирования, реагируя на изменение общественных отношений, она предназначена для конструирования принципиально новой правовой реальности. Это повышает значение правовой идеологии как ценностной основы реформирования. С одной стороны, именно идеология определяет вектор правового развития и оказывает воздействие на сознание и поведение граждан, детерминирует эффективное функционирование общества и государства. С другой стороны, правовую идеологию можно рассматривать как конвенциональный результат ценностной рефлексии правового развития предыдущих эпох и экспликации в правовой реальности единой системы духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.
Статья посвящена спорным вопросам определения правовой природы репродуктивных прав человека и признания их таковыми в Российской Федерации. Автор отмечает, что по исследуемой теме появилось достаточное количество научных работ, однако сформировать единый подход к оценке их правовой природы не удалось. Демонстрация подходов к признанию репродуктивных прав человека на международном уровне позволяет воспринимать их как таковые в отечественном законодательстве, но вопрос не в этом, а в том, следует ли выделять репродуктивные права человека в самостоятельную группу прав? Автором подмечается, что в российской правовой доктрине наряду с термином «репродуктивные права человека» упоминаются следующие производные, созвучные категории: охрана репродуктивного здоровья, сексуально-репродуктивное право, право на репродуктивный выбор, репродуктивный интерес, репродуктивная свобода, биогенетические права, есть и особенно экзотические, к примеру репродуктивное поведение. Наводнение научной литературы данными терминами является следствием анализа накопленных представлений репродуктивных правовых норм в отечествен ном и международном законодательстве. Репродуктивные права человека неразрывно связаны с суверенными правами личности, их признание в качестве таковых влечет за собой создание юридических препятствий для реализации гарантированных Конституцией РФ прав личности. Представлены отдельные законодательные инициативы, направленные на ущемление автономных прав личности.