К вопросу о роли поправок к Конституции РФ в регламентации национальных отношений
https://doi.org/10.17803/2542-2472.2025.33.1.011-018
Аннотация
В статье обозначено влияние поправок к Конституции РФ, одобренных по итогам общероссийского голосования в 2020 г., на регулирование государственной политики в области национальных отношений. Представлена авторская классификация основных новелл, определяющих управленческие подходы к регламентации национальных отношений в нашей стране. Определено соответствие данных нововведений основам конституционного строя, а также положениям о многонациональном народе как субъекте народовластия, согласно Преамбуле. Автором сделан вывод о преобладании культурного и идеологического содержания поправок в части их влияния на государственную национальную политику. Проанализировано содержание новой для Конституции категории «государствообразующий народ»; указано на культурно-идеологическое содержание данного понятия, связанного с реализацией конституционного принципа исторической преемственности Российской Федерации, а также сложившейся до 2020 г. правотворческой практикой. Указывается на необходимость официального толкования ряда конституционных терминов, включенных в новую редакцию гл. 3, а также развития не только культурно-идеологических, но и политических гарантий для этнических общностей, обеспечения внутреннего суверенитета Российского государства в сфере культуры и национальных отношений.
Об авторе
А. Е. ЕпифановРоссия
Епифанов Александр Егорович, профессор кафедры публичного права и правового обеспечения управления Института государственного управления и права Государственного университета управления, доктор юридических наук, профессор
119017, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 16, стр. 10
Список литературы
1. Галлямов Р. Р., Кучумов И. В. Понятие «государствообразующий народ» в современной российской политологии // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). — 2022. — № 3 (56). — С. 7–14.
2. Грачев Н. И. Советский Союз как империя: к вопросу о политико-правовой природе территориального устройства СССР // Legal Concept = Правовая парадигма. — 2022. — Т. 21. — № 4. — С. 12–25.
3. Игнатова К. Э. Влияние доктрины государственного суверенитета на регулирование межнациональных отношений в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. — 2022. — № 4. — С. 37–39.
4. Линкин В. Н. О системе политико-правовых ценностей, закрепленных в преамбулах конституций бывших республик СССР // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2019. — № 3. — С. 38–44.
5. Оленина Г. В. Развитие волонтерского движения за рубежом в контексте национальной молодежной политики, концепций социального государства и гражданского общества // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. — 2018. — № 1 (2). — С. 53–57.
6. Румянцева В. Г. Государственный интерес: власть суверена по умолчанию // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2023. — № 11. — С. 165–170.
7. Ядреев И. В. Национально-этнические традиции при территориальной организации местного самоуправления // Юридическая наука. — 2023. — № 2. — С. 33–36.
Рецензия
Для цитирования:
Епифанов А.Е. К вопросу о роли поправок к Конституции РФ в регламентации национальных отношений. Российское право онлайн. 2025;(1):11-18. https://doi.org/10.17803/2542-2472.2025.33.1.011-018
For citation:
Epifanov A.E. The Role of Amendments to the Constitution of the Russian Federation in Regulating National Relations. Russian Law Online. 2025;(1):11-18. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/2542-2472.2025.33.1.011-018