Фанфик: понятие, правовая природа
https://doi.org/10.17803/2542-2472.2023.26.2.010-014
Аннотация
В статье представлена авторская позиция относительно представления фанатского творчества в качестве производного произведения. В связи с этим были разобраны такие понятия, как «производное произведение», «фанфик», «фандом», «фикрайтер», представлен разбор появления фанфиков в обществе, изучено отношение авторов оригинальных произведений к написанию по этим произведениям фанфиков. Выявлено, что отношение является довольно лояльным, но порой критичным, поскольку из-за слабого изучения фанатского творчества, нередко считается, что фанфики являются низкокачественным, незаконным и неоригинальным творчеством, созданным исключительно подростками для расслабления. Думается, что фанфики не могут чему-либо научить или иметь приятный слог и сюжет, в особенности с заимствованными персонажами, что является наиболее острым моментом, поскольку российским правом персонаж охраняется приоритетнее, чем сюжет. Однако это мнение является в корне неверным, поскольку нередко фикрайтеры, после написания производных произведений, начинают издавать собственные оригинальные труды и нередко они становятся популярными, их экранизируют и они приобретают собственных фанатов. Помимо этого, иногда наиболее лояльные авторы оригиналов прислушиваются к тем, кто создает новое из сюжета, рожденного ими, и персонажей, и могут включить какие-то определенные моменты в оригинальное произведение на радость поклонникам, ведь всегда приятно знать, что ты приложил руку к чему-то совершенно удивительному. В результате был сделан вывод о том, что в России недостаточно урегулированы отношения в сфере фанатского творчества и не регламентированы основные понятия в законодательных актах, что приводит к столь критичной оценке данных произведений. В статье также выделены основные проблемы создания таких произведений и представлены авторские пути их решения. Так, основной проблемой является незакрепление данного явления в законодательных актах, что приводит нередко к нарушению частной жизни людей и нарушению авторских прав как со стороны автора оригинального произведения, так и фикрайтера.
Об авторе
Ш. Ш. ШахшаеваРоссия
Шахшаева Шамсият Шамилевна, студент
125933, Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9
Список литературы
1. Булдакова Ю. В. Фан-фикшн: научное осмысление маргинального жанра // Universum: филология и искусствоведение. — 2015. — № 7. — С. 34–39.
2. Гурко А. Произведения фанатского творчества по авторскому праву России и США // Интеллектуальная собственность: авторское право и смежные права. — 2015. — № 3. — С. 47–52.
3. Попова С. Н. Фанфикшн — феномен современности. — М. : РУДН, 2015. — 147 с.
4. Семенюта Б. Е. Фанфики и косплеи vs правообладатели оригиналов: в поисках баланса интересов // Журнал Суда по интеллектуальным правам. — 2020. — № 27. — С. 118– 127.
Рецензия
Для цитирования:
Шахшаева Ш.Ш. Фанфик: понятие, правовая природа. Российское право онлайн. 2023;(2):10-14. https://doi.org/10.17803/2542-2472.2023.26.2.010-014
For citation:
Shakhshayeva Sh.Sh. Fan Fiction: the Concept and Legal Nature. Russian Law Online. 2023;(2):10-14. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/2542-2472.2023.26.2.010-014