ТЕНДЕНЦИИ
В статье раскрываются важные аспекты развития современного информационного общества в контексте реализации конституционных ценностей. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью демократического государства выступает в качестве условия развития правовой системы, ориентированной на обеспечение реализации свободы информации. Данный аспект информационного общества предполагает не только свободное распространение информации, но и открытость и прозрачность системы государственного управления, трансформирующейся под влиянием информационно-коммуникативных технологий. Конституционные ценности выступают в качестве аксиологической основы правового развития государства, способствуя совершенствованию публичного управлению и реализации основополагающих прав и свобод личности. На основании анализа ценностного аппарата конституционного закона сделан вывод о свободе информации как неотъемлемом условии развитии гражданского общества. Актуальные тенденции развития современного общества отличаются прежде всего возрастающим значением процесса цифровизации и информатизации различных аспектов социальной жизни человека. Информационная сфера становится важнейшим ресурсом власти и управления, информационные технологии всё больше внедряются не только во все сферы государственного управления, но и в сферы жизнедеятельности всего общества — государство должно стимулировать подобные процессы.
В статье представлена авторская позиция относительно представления фанатского творчества в качестве производного произведения. В связи с этим были разобраны такие понятия, как «производное произведение», «фанфик», «фандом», «фикрайтер», представлен разбор появления фанфиков в обществе, изучено отношение авторов оригинальных произведений к написанию по этим произведениям фанфиков. Выявлено, что отношение является довольно лояльным, но порой критичным, поскольку из-за слабого изучения фанатского творчества, нередко считается, что фанфики являются низкокачественным, незаконным и неоригинальным творчеством, созданным исключительно подростками для расслабления. Думается, что фанфики не могут чему-либо научить или иметь приятный слог и сюжет, в особенности с заимствованными персонажами, что является наиболее острым моментом, поскольку российским правом персонаж охраняется приоритетнее, чем сюжет. Однако это мнение является в корне неверным, поскольку нередко фикрайтеры, после написания производных произведений, начинают издавать собственные оригинальные труды и нередко они становятся популярными, их экранизируют и они приобретают собственных фанатов. Помимо этого, иногда наиболее лояльные авторы оригиналов прислушиваются к тем, кто создает новое из сюжета, рожденного ими, и персонажей, и могут включить какие-то определенные моменты в оригинальное произведение на радость поклонникам, ведь всегда приятно знать, что ты приложил руку к чему-то совершенно удивительному. В результате был сделан вывод о том, что в России недостаточно урегулированы отношения в сфере фанатского творчества и не регламентированы основные понятия в законодательных актах, что приводит к столь критичной оценке данных произведений. В статье также выделены основные проблемы создания таких произведений и представлены авторские пути их решения. Так, основной проблемой является незакрепление данного явления в законодательных актах, что приводит нередко к нарушению частной жизни людей и нарушению авторских прав как со стороны автора оригинального произведения, так и фикрайтера.
В статье представлена авторская позиция относительно определения правовой природы стрима как результата интеллектуальной деятельности человека, а именно: дано определение явления, выявлены его существенные признаки, определена специфика создания стримов, на ее основе сформулирована типология стримов, определено ее правовое значение. В процессе формирования авторской позиции был проведен системный анализ положений ГК РФ, с учетом актов судебного толкования применяемых норм права, а также рассмотрены правовые позиции российских ученых-юристов, имеющие доктринальное значение. В процессе формирования своей позиции автор приходит к выводу о том, что действующее законодательство Российской Федерации не дает легальных точных определений «стрима», терминов: «произведение» и «творческий труд», в связи с чем перечень результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, охраняемых государством, который изложен в ст. 1222 ГК РФ, следует считать открытым. Стрим, созданный без нарушения прав третьих лиц и с соблюдением иных условий, указанных в статье, будет обладать правовой охраной как результат интеллектуальной деятельности человека, и к нему будут применимы положения авторского права Российской Федерации. В качестве основания для формирования типологии стримов автор использовал зависимость создания стрима от степени использования результатов интеллектуальной деятельности третьих лиц. Автор выделяет три основных типа стримов, дает краткую характеристику каждому из них, раскрывая существенные отличия. В процессе проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что современное российское право интеллектуальной собственности нуждается в дополнении и уточнении, конкретизации терминологической базы.
РОССИЯ
Статья посвящена развитию идей о роль образования в развитии государства в период правления Петра I. Автор рассматривает основные научные и правовые концепты, которые разрабатывались в сфере просветительской деятельности и которые впоследствии оказали влияние на процесс реформирования образования в России в начале XVIII в. Особенности современной ситуации в сфере образовательной деятельности в России обуславливают актуальность данной работы. В государственно-правовом регулировании деятельности в области образования прослеживается сильная социальная направленность. В связи с этим развитие образования в качестве социального института происходит под влиянием исторических, социальных, технологических и прочих процессов, на которые государство должно своевременно и надлежаще реагировать посредством нормативного регулирования. Правовой и исторический опыт позволяют соответствующе выстраивать наиболее благоприятную политику в данной сфере. Автором изучается период правления Петра I и определяется основная идейная роль образования в процессе укрепления и совершенствования государства. Материалом для анализа стали различные научные труды в области просвещения, а также истории государства и права России конца XVII — начала XVIII в. Рассматриваемые научные и правовые концепты основываются на идеях Г. Лейбница, немецкого философа, проекты которого оказали большое влияние на реформаторскую деятельность Петра I; Феофана Прокоповича, русского политического и духовного деятеля и одного из ближайших сподвижников царя; а также В. Н. Татищева, российского историка и государственного деятеля, который продолжал развитие идей Петра I во время и после смерти императора. Автор делает вывод о развитии новых идей образовательной деятельности, которые во многом были реализованы в преобразовательной политике Петра I.
Целью предполагаемой статьи является изучение основных положений трудового права эпохи Советского Союза, поскольку этот период является одним из интереснейших и значимых во всей истории России. Он отмечен большим количеством судьбоносных событий и процессов, повлиявших на историю новой России. Однако самым главным является реформация всех сфер общественной жизни, которые считались запущенными на протяжении всех этапов развития государственности. Основой отношений людей является их трудовая деятельность, потому что труд выступает в качестве независимой от любых других форм составляющей условий существования, естественной потребностью человека, без которой невозможно развитие как отдельно взятых людей, так и всего государства в целом. Во все времена существовали и будут существовать ряды специфических особенностей и факторов, обусловленных сложностью и важностью. Так, трудовое право должно отражать общественные отношения, возникающие при применении труда рабочего класса и служащих в процессе их совместной трудовой деятельности. В следствие чего трудовое право должно анализироваться с момента его активного становления, чтобы можно было детально разобрать механизмы его структуры, уметь спрогнозировать его развитие на ближайшие годы, опираясь на исторический опыт страны. В период зарождения Советского Союза были проведены первые значительные реформы, которые были отражены в законодательстве того времени, именно поэтому проработка и анализ становления трудового права советского времени — одна из масштабных ступеней на пути его детального изучения для российского государства в целом.
МИР
В основе всех вероучений находится справедливость, однако каждое вероучение придает справедливости своеобразные очертания. Далее более подробно происходит рассмотрение понятий справедливости и добра через призму исламского религиозного права, с наличием своих нюансов и очертаний. Касаясь справедливости в светском праве, напоминается утверждение древнегреческих софистов о том, что «справедливость есть то, что выгодно властям» и общепризнанность права, как нормативно закрепленной справедливости. Иначе говоря, не всякий закон можно считать правом, если он не отвечает объективным требованиям права — справедливости. А значит, нет никакого добра в подобном законе, законодательстве. Также по мнению автора данной научной статьи, отцы-основатели атеистического государства — СССР, прекрасно знали религиозные каноны, краеугольным камнем которых являлась социальная справедливость. И подтверждением одной из причин политического долголетия СССР, могут служить слова одного из выдающихся исламских законоведов: «Государство может держаться на неверии (“куфр”), но не удержится на несправедливости...» Религиозное праведное поведение, будучи по смыслу «богоугодным» поведением, носителем всеобъемлющего добра, является высочайшей ступенью приобщения к общечеловеческим ценностям, одной из главных которых является — справедливость. Справедливость, как и другие общечеловеческие ценности, зафиксирована как в религиозных нормах, так и в позитивных правовых нормах. Без претворения в жизнь принципа справедливости не может быть и речи о построении правового, социального государства. Признание действующим правительством в любом государстве реальных прав народа и отказ от действий, направленных на ограничение прав людей, соблюдение требований справедливости, т.е. творение добра власть предержащими, первейшие средства получения согласия народа и важнейшие способы заслужить его доверие, а также обеспечить легитимность существующей власти.
Статья представляет собой анализ широко встречающегося в англо-американской литературе термина «выборы в хаки» («khakш election»). На наш взгляд, ограничивать его только одним, наиболее часто понимаемым значением как выборы, проходящие в военное и (или) сразу же в послевоенное время, не совсем правильно. Этот термин имеет как минимум три значения, которые могут одновременно сочетаться в даже в рамках одной избирательной кампании. Помимо уже указанного нами указанного значения, под «выборами в хаки» можно также понимать и такие выборы, в которых вопросы, связанные с войной (ее объявлением, дальнейшим ходом, окончанием и связанными с этими прочими моментами (проведение всеобщей или частичной мобилизации и т.п.)) имеют главное значение в ходе выборной кампании. Наконец, «выборами в хаки» можно считать и такие выборы, в которых в условиях массовых армий при всеобщей воинской повинности в сочетании со всеобщим (по крайней мере мужским) избирательным правом избиратели в форме играют активную и существенную роль. Хотя большинство таких выборов имело место в ходе мировых войн в основном в странах, которые мы относим в вестминстерской системе и США, но это также характерно и для других крупных военных конфликтов в других стран мира. Примеров подобного рода существует огромное количество. В рамках данной статьи мы предпочли возможным ограничиться лишь некоторыми, наиболее яркими примерами подобного рода: выборы в Учредительное Собрание в России в конце 1917 г., парламентские выборы в Великобритании 1900 и 1918 гг., Канаде (1917 г.), Австралии (1914 и 1916 гг.) и т.д.
В статье рассматриваются особенности норм о лицензировании в Европейском Союзе. В рамках статьи анализируются положения наднационального права и законодательства государств — членов интеграционного объединения. Методология исследования включает в себя логические, формально-догматический, а также сравнительно-правовой методы. Отмечается, что правовая система ЕС самостоятельно взаимодействует с системами международного права и права отдельных стран-участников. В связи с распределением компетенции между интеграционным объединением и его членами при регламентации отношений, отнесенных к совместному ве́дению и исключительному ве́дению ЕС, приоритетом наделены нормы наднациональных источников. Так как порядок регламентации лицензионных процедур обусловлен характером распределения компетенции ЕС и его участников, важным значением обладают источники первичного права, особое место среди которых занимает Хартия Европейского Союза об основных правах, устанавливающая, в том числе право на надлежащее управление, тем самым образуя основы регулирования административных процедур. В статье отмечается, что концепция надлежащего управления как базиса административных процедур применяется также и в государствах — участниках ЕС посредством закрепления ее положений в национальных актах, прежде всего в конституциях и законодательстве. Анализируя акты о лицензировании в сфере здравоохранения, а также в финансовом секторе, делается вывод, что степень детализации положений о лицензировании наднациональными нормами зависит от распределения компетенции, а также от санкционируемого вида деятельности, возможно как установление основ регламентации через директивы, так и введение детальных правил поведения при усилении интеграционных процессов.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
В статье представлен авторский анализ государственно-правовых идей и ранних проектов М. М. Сперанского, а также рассмотрение их как в контексте реформирования государственного строя Российской империи начала XIX в., так и в рамках общемировых, непосредственно связанных с Российской империей, процессов. Анализ проектов и идей видных реформаторов способствует изучению механизма появления государственных преобразований, положительных и отрицательных их аспектов. Накопление информации о реформаторской деятельности может сыграть значительную роль в проведении преобразований в различных сферах общества и институтах государственной власти, повышения их эффективности уже в современных реалиях. Ранние государственно-правовые идеи и проекты М. М. Сперанского носили умеренно-либеральный характер и действие их было направлено на реализацию конституционализма в рамках институтов государственной власти Российской империи. Они предусматривали разделение властей, ограничение власти монарха, предоставление населению гражданских и политических прав, установление законности и формирование справедливого бессословного суда, то есть фактически были связаны с базовыми категориями и концепциями европейской общественной мысли того времени. Автор оценивает безусловную значимость деятельности М. М. Сперанского на ранних этапах карьеры деятеля в смысле ее соответствия общемировым политико-правовым тенденциям и российской действительности, объективно исследованным М. М. Сперанским для создания проектов и проведения реформ. изучение деятельности М. М. Сперанского является актуальным: это непременно подтверждается интересом исследователей к его личности и проектам.
Автор статьи рассматривает такую политэкономическую и философскую теорию, как либертарианство. Указывается на то, что данная концепция зародилась относительно недавно и представляет собой перспективное современное учение. Либертарианство представляет из себя необычную концепцию соединения крайнего либерализма и анархизма, чем и обусловлена его новизна и перспективность. В статье обозреваются основные принципы и черты, свойственные для данного учения. Среди них выделяется индивидуализм, как основа всей теории; неотъемлемость и незыблемость прав личности; верховенство права в качестве базового механизма регуляции общественных отношений; свободный рынок, а также минимизация роли государства в жизни общества, перевод большей части его деятельности в разряд услуг, оказываемых по законам рынка. Автор задается вопросом о перспективах либертарианства в России. Приводится анализ нормативных актов, прежде всего Конституции, исходя из которого можно проследить наличие объективных предпосылок для реализации идей либертарианства. К ним сто́ит отнести закрепление базовых основ функционирования рыночной экономики в Конституции; наличие института местного самоуправления, не входящего в систему органов государственной власти, возможность создания некоммерческих организаций, открывающая перспективы выполнение широчайшего круга общественно важных задач частными организациями. Автор помимо нормативной базы рассматривает и ситуацию в российском обществе. Делается вывод о том, что в России существует объективный запрос на новые идеологические концепции. Кроме того, обращается внимание на свойственный для жителей России дух индивидуализма, что является необходимой предпосылкой реализации идей либертарианства. Окончательный же вывод о перспективах либертарианства остается открытым, а судьба развития этих концепций лежит на молодом поколении россиян.
Статья посвящена народному комиссару юстиции РСФСР, ученому, члену партии левых эсеров — И. З. Штейнбергу (1888–1957). В этом году исполнилось 135 лет со дня его рождения. С момента образования нового государства требовались люди, которые смогут удержать власть. Занимая пост народного комиссара юстиции РСФСР с 1917 по 1918 г., И. С. Штейнберг внес весомый вклад в становление советского уголовного законодательства, развитие российской юстиции. Важное значение его деятельности состояло в сдерживании репрессивной политики, проводимой советским руководством в первые годы правления в отношении «контрреволюционеров». Исаак Захарович был духовно сильной личностью, с внутренним стержнем. Очевидно в годы его профессиональной деятельности в РСФСР перед ним постоянно стоял вопрос: стать «страшным» судьей или остаться человеком с универсальной духовностью. Занимая пост народного комиссара юстиции РСФСР, он прилагал усилия, чтобы созданные учреждения Советов стремились соблюдать революционную законность. Несмотря на свою профессиональную и политическую откровенность с первыми лицами страны В. И. Лениным, Л. Д. Троцким и непреклонность во взглядах И. С. Штейнбергу удалось дожить до 1957 г. Во время руководства Наркомюстом он внес значительный вклад в управление тюрем. Помимо этого, И. С. Штейнберг предложил рассматривать серьезные уголовные дела в присутствии присяжных заседателей, являлся редактором отделения уголовного судопроизводства. Он был талантливым литератором, автором пьес для театра. Однако в 1923 г., во время зарубежной командировки в Вену, Исаак Захарович был лишен права вернуться на Родину. Жил сначала в Берлине, потом переехал в США, где и закончил свой жизненный и профессиональный путь.