Роль образования в развитии государства: историко-правовой анализ петровской эпохи
https://doi.org/10.17803/2542-2472.2023.26.2.020-024
Аннотация
Статья посвящена развитию идей о роль образования в развитии государства в период правления Петра I. Автор рассматривает основные научные и правовые концепты, которые разрабатывались в сфере просветительской деятельности и которые впоследствии оказали влияние на процесс реформирования образования в России в начале XVIII в. Особенности современной ситуации в сфере образовательной деятельности в России обуславливают актуальность данной работы. В государственно-правовом регулировании деятельности в области образования прослеживается сильная социальная направленность. В связи с этим развитие образования в качестве социального института происходит под влиянием исторических, социальных, технологических и прочих процессов, на которые государство должно своевременно и надлежаще реагировать посредством нормативного регулирования. Правовой и исторический опыт позволяют соответствующе выстраивать наиболее благоприятную политику в данной сфере. Автором изучается период правления Петра I и определяется основная идейная роль образования в процессе укрепления и совершенствования государства. Материалом для анализа стали различные научные труды в области просвещения, а также истории государства и права России конца XVII — начала XVIII в. Рассматриваемые научные и правовые концепты основываются на идеях Г. Лейбница, немецкого философа, проекты которого оказали большое влияние на реформаторскую деятельность Петра I; Феофана Прокоповича, русского политического и духовного деятеля и одного из ближайших сподвижников царя; а также В. Н. Татищева, российского историка и государственного деятеля, который продолжал развитие идей Петра I во время и после смерти императора. Автор делает вывод о развитии новых идей образовательной деятельности, которые во многом были реализованы в преобразовательной политике Петра I.
Ключевые слова
Об авторе
Ю. В. ЗайцеваРоссия
Зайцева Юлия Валерьевна, аспирант кафедры истории государства и права
125933, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9
Список литературы
1. Герье В. И. Лейбниц и его век. Отношения Лейбница к России и Петру Великому. — СПб. : Наука, 2008. — 813 с.
2. Пекарский П. П. История Императорской академии наук в Петербурге — СПб. : Тип. Император. акад. наук. — 1870. — Т. 1. — 272 с.
3. Послание Президента Федеральному Собранию от 21.02.2023 // Официальный сайт Президента РФ. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70565 (дата обращения: 01.05.2023).
4. Татищев Н. В. Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ // Избранные произведения. — Л. : Наука, 1979. — 465 с.
Рецензия
Для цитирования:
Зайцева Ю.В. Роль образования в развитии государства: историко-правовой анализ петровской эпохи. Российское право онлайн. 2023;(2):20-24. https://doi.org/10.17803/2542-2472.2023.26.2.020-024
For citation:
Zaitseva Y.V. The Role of Education in the Development of the State: Historical and Legal Analysis of the Era of Peter the Great. Russian Law Online. 2023;(2):20-24. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/2542-2472.2023.26.2.020-024