Preview

Российское право онлайн

Расширенный поиск

Понятие добра и справедливости в религиозном и светском праве

https://doi.org/10.17803/2542-2472.2023.26.2.030-036

Аннотация

В основе всех вероучений находится справедливость, однако каждое вероучение придает справедливости своеобразные очертания. Далее более подробно происходит рассмотрение понятий справедливости и добра через призму исламского религиозного права, с наличием своих нюансов и очертаний. Касаясь справедливости в светском праве, напоминается утверждение древнегреческих софистов о том, что «справедливость есть то, что выгодно властям» и общепризнанность права, как нормативно закрепленной справедливости. Иначе говоря, не всякий закон можно считать правом, если он не отвечает объективным требованиям права — справедливости. А значит, нет никакого добра в подобном законе, законодательстве. Также по мнению автора данной научной статьи, отцы-основатели атеистического государства — СССР, прекрасно знали религиозные каноны, краеугольным камнем которых являлась социальная справедливость. И подтверждением одной из причин политического долголетия СССР, могут служить слова одного из выдающихся исламских законоведов: «Государство может держаться на неверии (“куфр”), но не удержится на несправедливости...» Религиозное праведное поведение, будучи по смыслу «богоугодным» поведением, носителем всеобъемлющего добра, является высочайшей ступенью приобщения к общечеловеческим ценностям, одной из главных которых является — справедливость. Справедливость, как и другие общечеловеческие ценности, зафиксирована как в религиозных нормах, так и в позитивных правовых нормах. Без претворения в жизнь принципа справедливости не может быть и речи о построении правового, социального государства. Признание действующим правительством в любом государстве реальных прав народа и отказ от действий, направленных на ограничение прав людей, соблюдение требований справедливости, т.е. творение добра власть предержащими, первейшие средства получения согласия народа и важнейшие способы заслужить его доверие, а также обеспечить легитимность существующей власти.

Об авторе

И. М. Алиев
Институт права и прав человека Национальной академии наук Азербайджана
Азербайджан

Алиев Ильхам Малик оглы, правовой исследователь, кандидат юридических наук, доцент

1073, г. Баку, пр. Гусейн Джавида, д. 31



Список литературы

1. Алиев Ш. М. Научно-практический комментарий к Конституции Азербайджанской Республики. — Баку: Юридическая литература, 2000. — 726 с.

2. Величко А. М. Нравственные и национальные основы права : сборник статей по философии и истории права. — СПб. : Изд-во Юридического института, 2002. — 158 с.

3. Дигесты Юстиниана / пер. с лат. И. С. Перетерский; Ред. Е. А. Скрипилев. — М. : Наука, 1984. — 456 с.

4. Коран / пер. смыслов академика И. Ю. Крачковского. — М. : СП ИКПА, 1990. — 512 с.

5. Кулиев Э. Р., Муртазин М. Ф. [и др.] Исламоведение. — М. : Московский исламский университет, 2008. — 416 с.

6. Мутаххари Муртаза. Краткий экскурс по «Нахдж-уль-балага». — СПб. : Петербургское востоковедение, 2010. — 176 с.

7. Рустамов Ю. И. История социально-политических и правовых учений. — Баку : Изд-во Университета Азербайджан, Сяда, 2007. — 484 с.

8. Сахих аль-Бухари. Достоверные предания из жизни пророка Мухаммада / пер. А. Нирша. — М. : УММА, 2004. — 959 с.

9. Хайруллоев Ф. С. Принцип справедливости в мусульманском праве : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2007. — 181 с.

10. Rzayev A. G. Nəsirəddin Tusi: həyat və yaradıcılığı, dünyagörüşü. — Bakı : İrşad, 1996. — 266 s.


Рецензия

Для цитирования:


Алиев И. Понятие добра и справедливости в религиозном и светском праве. Российское право онлайн. 2023;(2):30-36. https://doi.org/10.17803/2542-2472.2023.26.2.030-036

For citation:


Aliyev I. The Concept of Goodness and Justice in Religious and Secular Law. Russian Law Online. 2023;(2):30-36. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/2542-2472.2023.26.2.030-036

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-2472 (Online)