ТЕНДЕНЦИИ
Грядущий год для кафедры истории государства и права ВЮЗИ — МЮИ — МГЮА станет юбилейным: 27 августа 2023 г. исполнится 70 лет с того дня, как она выделилась в отдельное структурное подразделение. Кафедра истории государства и права — эталон высшего юридического образования, а единая и слаженная команда ее профессорско-преподавательского состава творчески включается в многогранную деятельность вуза. Например, активная международная и внутринациональная работа кафедры способствует вовлечению в орбиту научных интересов Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) известных ученых и практиков, государственных органов и общественных организаций, благодаря чему за 70 лет на базе кафедры сформировалась историко-правовая научная школа. История государства и права обладает и теоретическими, и практическими инструментами для познания мира. Историко-правовые исследования освещают сложные вопросы юриспруденции, отражая прорыв в науке и образовании, соединяя государство, общество, бизнес-структуры, вузы. В преддверии столь славного юбилея представим небольшой нарратив о научно-исследовательской деятельности кафедры, ее научном сердце — историко-правовой научной школе.
РАКУРС
Современность и будущность неразрывно связаны с прошлым. Объективно, тот, кто забывает историю и не выучил «уроки прошлого», теряет ощущение настоящего и не может заглянуть в будущее. Не претендуя на изложение истины в последней инстанции, следует коротко охарактеризовать природу и истоки двух мировых войн в Европе, что, как полагаем, даст возможность понять военные угрозы настоящего и будущего. В статье рассматриваются вопросы исторического развития государств европейского материка как наиболее уязвимых стран с точки зрения угроз развязывания здесь и ведения войн. Автор проводит параллели Первой и Второй мировых войн в Европе и, анализируя их причины, высказывает опасения современным тенденциям, имеющим место сегодня: это — противоречивые тенденции международных отношений в постбиполярном мире и военные угрозы через призму политических, экономических, социальных аспектов антироссийской политики. Ряд государств Европы (страны Балтии, Польша, Украина, Грузия) используются США в качестве потенциальных раздражителей и возможных исполнителей их агрессивных планов в отношении России. Другие страны Европы, занимая нейтральную либо активную подстрекательскую позицию, исходя из исторического опыта, рискуют быть втянуты в очередную мировую войну.
В статье рассматривается влияние институциональных факторов на реализацию Россией своей роли в обеспечении коллективной безопасности в условиях двух мировых войн. При этом особо указывается на важность исторической преемственности лучшим традициям международного взаимодействия в формировании и правовом закреплении норм коллективной безопасности как институциональной основы будущего развития. Основываясь на методе исторической аналогии, делается вывод о необходимости рассмотрения исторических ценностей как институциональной основы реализации Российской Федерацией своей роли в формировании современной модели коллективной безопасности, определяющей новые контуры миропорядка с учетом сложившейся многополярности. Уникальность геостратегического положения России исторически определяет ее роль как важнейшего гаранта коллективной безопасности стран Европы и Азии в условиях новой реальности взаимодействия и противостояния между различными по выбранным моделям развития государствами. Однако опасность возрождения модели доминирования англосаксонского влияния на процессы международного взаимодействия в реализации каждой страной своих национальных интересов вызывает особые опасения с точки зрения попытки пересмотра итогов Второй мировой войны. Исходя из этого тезиса, автор указывает на необходимость закрепления институциональных факторов, определяющих прежде всего исторически обусловленную незыблемость итогов Второй мировой войны, в качестве правовой нормы в системе обеспечения современной Россией гарантий своей национальной безопасности. Особое внимание уделяется вопросам реализации ряда концептуальных положений новой редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, определяющие не только новые вызовы, но и дополнительные возможности реализации Россией своей роли в системе обеспечения коллективной безопасности.
В период Второй мировой войны коммунистическая партия Советского Союза возглавила борьбу народных масс против фашистских агрессоров. В силу сложившихся обстоятельств политические интересы правящей элиты нашего государства совпали с национальными приоритетами советского общества. Лидеры коммунистического движения на разных этапах военного противостояния с гитлеровской Германией активно лоббировали достижение важнейших целей и задач, чтобы добиться сохранения своего политического положения в обществе и одновременно победить страны нацистского лагеря в ходе кровопролитной войны. Для лоббирования своих политических интересов руководители советского государства, вместе с тем же являющиеся лидерами коммунистической партии, умело использовали свои ведущие позиции в обществе, при любом удобном моменте подчеркивая то, что именно влияние идей социализма и коммунизма на борьбу широких народных масс с фашистскими захватчиками играет во многом определяющее значение. Лидерам коммунистической партии удалось заключить международные договоры с ведущими странами антигитлеровской коалиции, в рамках которых были четко прописаны национальные интересы советского государства в тот период. Руководителям коммунистических политических структур было необходимо усилить свое влияние на народные массы в ходе длительной ожесточенной войны, чтобы в дальнейшем сохранить свое господство в обществе в период послевоенного развития СССР. Фактически достижение данной цели лидеры советского государства, представлявшие коммунистическую элиту, успешно реализовали. Учитывая все обстоятельства национально-политического характера, свойственные тому периоду истории страны, лоббистская деятельность коммунистических лидеров объективно способствовала сплочению советского народа в борьбе с фашистскими агрессорами. Руководители партии и государства достигли значительных политических результатов по совмещению чисто партийных приоритетов с теми интересами, которые объективно соответствовали решению задач по сохранению государственности нашей страны.
РОССИЯ
Статья посвящена отечественному правовому заимствованию. Благодаря своему местоположению Россия тесно связана с Востоком и Западом, издавна через нее прокладывали торговые маршруты, заключали с ней различные договоры, формировали союзы. А любое политическое взаимодействие двух различных государств способствует развитию права внутри обоих. В мире сформировались правовые системы, каждая со своим практическим подходом к различным отраслям права. Прогресс не стоит на месте: в ответ на внедрение новых технологий появляются новые законы. Необходимо, чтобы в каждой стране были специалисты, умеющие работать с правом других стран, а главное — интерпретировать собственное законодательство. Для развития подобных навыков важно разбираться в причинно-следственных связях, а без обращения к истории с этим не справиться. Отсюда и вытекает актуальность историко-правового анализа этапов отечественного правового заимствования, его особенностей и направлений, а также исторических событий, повлиявших на выбранный курс в сторону западных стран. Хронологические рамки статьи охватывают период IX–XVII вв. Нижняя хронологическая граница — начало русского права, верхняя — становление абсолютизма в России перед великой западной модернизацией Петра I. Исследование развития права Рюриковичей позволяет разобраться, в какой момент истории российское право делает уклон в пользу западного образца, и установить причины данного изменения.
К началу XIX в. произошло достаточно крупных событий как в России, так и в мире в целом. Во Франции к тому моменту был казнен король Людовик XVI, а существующий в государстве режим был стеснен революцией; против республики в государстве выступили Англия, Австрия, Голландия, Испания, Пруссия, заинтересованные в подавлении новых государственно-правовых идей и сохранении действующих режимов и государственных структур. И для Российской империи начало XIX в. характеризуется достаточно активным обсуждением и формированием проектов модернизации государственного устройства. Многие проекты рассматриваются. Но именно М. М. Сперанским впервые создается план преобразований, действие которого направлено на ограничение власти императора. Так, касательно государства М. М. Сперанский предполагал осуществление принципа разделения властей исключительно по букве закона и в соответствии с конституцией, принятой с участием народа. В соответствии с воззрениями государственного деятеля, которые фактически сходны с мыслями либералов Европы, любые государственные преобразования не должны были препятствовать выражению свободы воли и защите прав личности. Именно его проект «Введение к уложению государственных законов» получит частичную реализацию в рамках абсолютистской феодальной Российской империи и сможет наиболее полно отразить политические взгляды самого М. М. Сперанского. Анализ общих положений предполагаемой им в проекте «Введение к уложению государственных законов» модернизации позволяет показать всю работу М. М. Сперанского как российского реформатора.
В силу повышенного интереса к корпоративному праву и системе корпоративного управления как у законодателя, так и у субъектов предпринимательской деятельности, встает вопрос о более детальном изучении корпоративных нормативно-правовых норм. Обозначившаяся тенденция вызывает потребность анализа института корпоративного права и его правовых конструкций. Исторический контекст изучения столь молодой отрасли позволяет более подробно раскрыть путь развития коллективной предпринимательской деятельности в России, его характеризующие элементы и особенности. В статье рассматриваются исторические особенности взаимодействия и взаимопроникновения корпоративного права и экономики России. Приводится аналитика нормативных актов. Рассматриваются некоторые аспекты относительно определения видов организационно-правовых форм юридических лиц, существовавших в разные исторические периоды, а также их классификация по состоянию на настоящий момент. Авторами поднимаются вопросы об актуальности разных форм корпоративных объединений, в том числе изживших себя в силу сложившейся непопулярности. В работе проводится анализ современного состояния корпоративно-правового института России и перспектив его развития, исходя из особого пути его становления. Формулируются выводы касаемо различных норм и конструкций, содержащихся в корпоративном праве. Достойны критики и многие вносимые изменения, производящие рецепцию иностранного права, а это не всегда соотносится с уже сформировавшейся практикой рыночных отношений в России. Акцентируется внимание на том, что исторический опыт показывает: именно учет сложившейся корпоративной традиции позволит выработать новые тенденции совершенствования корпоративного законодательства и практики его применения, а аналитическая оценка планируемых перспектив поможет избежать возможных ошибок.
В статье рассматривается проблема кардинального обновления всех сфер жизни общества от экономики до государственного строя, вновь и вновь встававшая перед Российской империей на рубеже веков. В условиях нарастания социальной напряженности, связанной с модификацией экономических форм, внутренняя политика по-прежнему строилась на основе великой державы, во главе которой стоял помазанник Божий. Капиталистические устои зарождались на громадных просторах империи, ориентированной феодальными пережитками и лучшими традициями консерватизма. Управление в области резкого оживления товарно-денежных отношений предстояло взять в свои руки С. Ю. Витте. Так, на тернистом пути к буржуазному конституционализму царствование последнего монарха династии Романовых, полное уступительных лавирований, играет огромную роль. Представляется, что истоки революционной ситуации 1905 г. возможно усмотреть задолго до январских событий. После череды покушений император Александр II ясно осознает, что во имя спасения самодержавия необходимо его ограничить. Пришедший на смену венценосный миротворец, в действительности «заморозивший» империю, не успевшую как следует преодолеть реакционный страх трансформации феодализма, преподал исторический урок: в России опасно начинать реформы, но еще опаснее их останавливать. Оказался бы реальностью 1905 г., не будь в отечественной хронике политического курса императора Александра III или крайних воззрений К. П. Победоносцева? Но не знает история сослагательного наклонения. Исследование литературы раскрывает актуальность аспектов, затронутых законодателем Первой русской революции. К таковым причисляется должное оформление правового статуса подданных и учрежденных властных институтов. Именование одного из них знакомо и сегодня: Государственная дума как основа народного представительства и двухпалатного парламента кажется заслугой трансформации политико-правовой системы того времени. Получает разрешение следующий вопрос. Какие сложившиеся воедино факторы позволили Николаю II поставить 17 октября 1905 г. самодержавную подпись на эпохальном документе?
В статье проводится попытка проанализировать и ревизовать существующие подходы и оценки в действующем гражданском праве Российской Федерации таких категорий гражданско-правовой ответственности, как убыток, реальный ущерб, упущенная выгода, вред (в том числе моральный), их соотношение друг с другом и взаимообусловленность их применения в случае нарушения обязательств или возникновения деликтной ответственности. Автором выдвигается нестандартная точка зрения не только на понятие «убыток», подвергающая сомнению целостность и законченность формулировки данного понятия, но в том числе предлагается иной взгляд на трактовку и взаимосвязь понятий, относящихся к применяемым гражданским правом мерам ответственности. Сделаны выводы о необходимости отграничения юридической наукой рассматриваемых понятий по признаку объективности восприятия на объективные (абсолютные) и субъективные (относительные или индивидуальные). Предложено рассмотреть возможность введения в гражданское право новых понятий, унифицирующих различные по содержанию виды нарушения права. Кроме того, автором поднимается вопрос необходимости строгого соблюдения судом разумного баланса интересов как кредитора (потерпевшего), так и должника (причинителя вреда), недопущения возникновения злоупотребления правом и недобросовестного поведения всех участников гражданско-правовых отношений. Анализируются потенциальные возможности для нарушения со стороны кредитора (потерпевшего) принципа соразмерности ответственности (взыскания) величине фактического нарушения его права. В развитие озвученной гипотезы на основе анализа судебной практики формулируются теоретические рекомендации, направленные на судебную защиту нарушенных прав кредитора (потерпевшего), связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением должником обязательств или возникновением деликтной ответственности причинителя вреда.
В статье выделены основные проблемы, связанные с изменением общего порядка рассмотрения уголовных дел, описаны качественно-полезные результаты, которые возможно достигнуть при расширении компетенции Суда по интеллектуальным правам в ходе осуществления кассационного производства. Автором рассмотрен уголовно-процессуальный аспект о необходимости изменения норм кассационной инстанции по уголовным делам, связанным с интеллектуальной собственностью. Такой подход может послужить началом активного рассмотрения вопроса о необходимости изменения норм УПК РФ. Автором предлагаются основные направления для реализации в работе по изменению кассационного порядка обжалования вступивших в законную силу постановлений судов общей юрисдикции по уголовным делам, связанным с авторским и интеллектуальным правом. Актуализация данного вопроса способствует сегодня многократному увеличению интеллектуальных потоков в уголовно-правовом пространстве современного отечественного правосудия. Проблема кассационного порядка обжалования вступивших в законную силу постановлений судов общей юрисдикции по конкретным категориям уголовных дел является новой для историко-правовых курсов, так как идея по осуществлению реформирования путем изменения норм УПК РФ вызвана на основе аналогии с нормами арбитражного производства и появлением Суда по интеллектуальной собственности. Научным базисом для всех этих новелл выступает нормативное регулирование правоотношений субъектов, непосредственно связанных с интеллектуальной и творческой деятельностью. Затрагивается вопрос об организации на базе Суда по интеллектуальным правам, в пределах кассационной инстанции, коллегиального состава судей, рассматривающих уголовные дела в рамках проверки законности постановлений (приговоров, определений) судов общей юрисдикции, вступивших в законную силу по всем правилам УПК РФ.
МИР
В статье рассматривается система наследования в узбекских ханствах в XVI–XIX вв. Раскрываются принципы мусульманского права в сфере наследственных отношений; определяется круг лиц, призываемых к вступлению в наследство, порядок и очередность наследования по закону, а также категории наследников (фарадитов и асабитов), установленные нормами шариата. Раскрывается процедура открытия наследства, порядок определения и учета наследственной массы, раздела наследуемого имущества. Отражается роль казия (судьи-нотариуса) и работников казиханы, участвующих в процедуре выделения долей каждого наследника и составлении единого для всех наследников документа тарика-хати (акта раздела наследственного имущества). Рассматривается порядок установления опекунства (мутавалли) над несовершеннолетними наследниками. Определяется круг лиц, назначаемых опекунами, и предъявляемые к ним требования. Порядок согласования назначаемого казием опекуна с аксакалом и муллой района нахождения наследственной массы или проживания опекаемого. Выделяются случаи, когда возможно назначение двух и более опекунов. Рассматривается порядок контроля за расходованием имущества опекаемого и порядок прекращения опекунства.
В работе проанализирована теория безусловного базового дохода. Выявлены три основных типа существующих в теории моделей — бюджетной, природорентной и страховой. Рассмотрены особенности и проблемы применения базового дохода на практике через анализ социального эксперимента, проводимого в Финляндии; положительные и отрицательные черты подобных социальных реформ, влияние процесса на борьбу с бюрократизмом. Более подробно рассмотрены изъяны бюджетных и природорентных систем. Разобраны исключительные плюсы страхового вида безусловного базового дохода, а также основные направления критики концепции в России — слабый уровень развития экономики, потворство иждивенчеству и слабый опыт положительных практик. Выявлены недостатки в частой аргументации против концепции безусловного базового дохода. Теория применима на практике и способна достичь поставленных целей, не вызывая отрицательных последствий в виде социального раскола, иждивенчества или излишней экономической нагрузки. Проанализированы возможности государства влиять на процесс социальной реформы, что позволяет растянуть его во времени, перейдя к поэтапному развитию концепции в нашей стране. Выявлены проблемы реализации безусловного базового дохода в России, вследствие чего предлагается начинать реформу с небольших тарифов и соответственно с небольших размеров выплат. Сделаны предположения о содержании Федерального закона «О безусловном базовом доходе», который мог бы урегулировать эти отношения. Автор убеждает в самодостаточности концепции безусловного базового дохода, выявляя преимущества страхового вида базового дохода. С учетом социального неравенства реформу необходимо начинать с небольшого тарифа в 10 % от дохода физического лица и соответственных ежемесячных выплат в 4 000 руб. на человека.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Всемирный саммит ООН по климату, проходивший в городе Глазго (Шотландия) в период с 31 октября по 12 ноября 2021 г., до предела активизировал обсуждение климатической повестки как в научных, экономических, политических, экспертных кругах, так и в СМИ. Итоги саммита оказались далеки от планируемых и ожидаемых. Удалось прийти к консенсусу по поводу «ископаемого топлива» (уголь) и необходимости не только сокращения его добычи и использования, но и прекращения в пределах 10–20 лет, о роли лесов в поглощении углерода, ограничении выбросов метана. В целом все страны были едины в том, что климатическая угроза существует и необходимы срочные меры по ее устранению и «декарбонизации», «энергопереходу», «углеродной нейтральности», «зеленой энергетике». В статье рассматриваются актуальные проблемы климатической составляющей экологической и экономической политики Евросоюза, их влияния на обеспечение национальной безопасности и национальных экономических интересов Российской Федерации. Показано, что на сегодняшний день вопросы глобального изменения климата рассматриваются в контексте общих проблем мировой политики, о чем показал Всемирный саммит ООН по климату, проходивший в городе Глазго. Авторами делается вывод, что постепенно в зарубежной практике вопросы глобального потепления становятся не только инструментом обеспечения экологической безопасности, сколько удобным механизмом решения экономических проблем.
В статье автором рассмотрены процесс прекращения членства Российской Федерации в Совете Европы, а также выход России из Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Проанализирована возможность последующего рассмотрения жалоб Европейским Судом по правам человека, направленных против российского государства, а также перспективы исполнения решений Европейского Суда по правам человека при несоответствии российского конституционного и европейского конвенционного правопорядков. Автором предложен критерий, обеспечивающий объективность, при определении «конституционности» и «неконституционности» решений межгосударственных органов — добросовестность каждого из судей Конституционного Суда РФ, подчинение их в своей деятельности только Конституции РФ. Автор приводит правовой компромисс в качестве механизма, наиболее полно отражающего положения конституционных норм России и конвенционных норм Совета Европы. На примере дела Анчугова и Гладкова были показаны взаимные шаги как со стороны России, так и Комитета министров Совета Европы при исполнении вынесенного Европейским Судом решения. Однако прекращение членства России в Совете Европы лишило стороны возможности достижения каких-либо компромиссных решений.
При отсутствии спора о противоречии решения конституционным нормам, по мнению автора, оно должно быть исполнено.
В заключительной части работы сделаны выводы о роли Европейского Суда по правам человека в Российской Федерации и эффективности его работы по защите прав и свобод человека. Дана оценка последствиям прекращения его юрисдикции для правовой системы Российской Федерации, а также приведены альтернативные международные правозащитные механизмы в системе ООН.
В статье представлена авторская позиция относительно легализации параллельного импорта в Российской Федерации. Вопросы легализации параллельного импорта вновь приобрели актуальность после введения экономических санкций в отношении Российской Федерации, в результате чего многие иностранные компании приняли решение покинуть отечественный товарный рынок. Автором рассматриваются новеллы законодательства в части исчерпания исключительного права, а именно Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Приводятся факты объективной действительности, которые послужили толчком для принятия тех или иных нормативных правовых актов. Демонстрируются подходы сторонников и противников параллельного импорта. Основным аргументом противников данного механизма автор называет отсутствие системы контроля оригинальности и качества ввезенных товаров, что, в свою очередь, приведет к росту количества контрафактных товаров. При этом в качестве аргумента в пользу введения параллельного импорта приводится устранение товарного дефицита. Отдельное внимание уделяется вопросу о целесообразности распространения норм о параллельном импорте в отношении лекарственных препаратов, так как конечный потребитель не имеет возможности проверить всю цепочку поставщиков и убедиться в соблюдении технологии транспортировки и хранения тех или иных лекарственных средств, соответственно, возникает реальная угроза жизни и здоровью людей, а равно и угроза национальной безопасности Российской Федерации. Проведен анализ правоприменительной практики Конституционного Суда РФ в части исчерпания исключительного права, и сделан вывод о том, что в каждом конкретном случае приоритетом в делах должен обладать публичный интерес.