ТЕНДЕНЦИИ
Развитие информационного общества в современных условиях базируется на всестороннем развитии различного вида связей в области политики, экономики, правовой сферы, культуры. Подобные связи влияют на все виды человеческих отношений, как индивидуальных (физических), так и групповых (коммерческих), что подтверждает необходимость создания правового механизма регулирования искусственного интеллекта, который преимущественно стал использоваться в информационном пространстве. Глобализация — не только как тренд, но и как продукт развития информационного пространства, также ставит перед обществом собственные вопросы. Интеграционный характер эволюционных процессов в международных отношениях отчетливо проявляется в правовом регулировании разработки, внедрения, использования искусственного интеллекта для повышения эффективности использования передовых достижений в производстве товаров, выполнения работ, предоставления услуг, что является областью применения гражданско-правовых механизмов воздействия на указанные общественные отношения. Целью статьи является исследование гражданско-правового регулирования использования искусственного интеллекта в области национального и международного сотрудничества. Для этого применяются разнообразные научные методы: информационно-аналитический, программно-практический, системный. Что позволяет рассмотреть как национальные законодательства, так и международно-правовой опыт развития и применения нормативно-правового механизма регулирования искусственного интеллекта. Особый интерес представляет опыт ЕС как союза государств с высокой степенью интеграционных процессов, а также опыт ООН как международной организации, влияющей на все мировое сообщество. В результате исследования предложены варианты регламентирования имущественных отношений, возникающих при использовании достижений в области искусственного интеллекта.
РАКУРС
Целью статьи является исследование криптовалюты (цифровой финансовый актив, цифровая валюта) в предпринимательских правоотношениях, включающее в себя рассмотрение особенностей сущности криптовалюты, а также инвестирования в данный объект. Оговоримся, что за рамки указанной цели выходит анализ национальных криптоактивов. Потребноств определении правовой природы криптовалюты обусловлена необходимостью наиболее точным образом определить ее правовой режим, что, в свою очередь, предопределяет регулирование в рамках деятельности корпораций. Однако отметим, что существующие на сегодняшний день теории и подходы весьма отличаются друг от друга, что можно объяснить существованием различающихся по своей сути и назначению криптовалют, различными правовыми традициями в том или ином государстве и пр. В статье исследуется вопрос о юридической природе криптоактивов, а также проблемы, связанные с инвестированием в данный цифровой финансовый актив. Приводится классификация криптовалют на централизованные и децентрализованные. Сделан вывод о сущностной идентичности централизованных криптовалют и бездокументарных ценных бумаг. Проанализированы возможные перспективы расширения направлений использования децентрализованных криптоактивов, а также нормы действующего законодательства в рассматриваемой сфере. Авторы выдвигают предложения по совершенствованию норм о цифровых финансовых активах: закрепить процедуру допуска актива к организованным торгам; предусмотреть требования по обязательному раскрытию информации; урегулировать способы защиты прав инвесторов. Представлено политико-правовое обоснование указанных предложений. В рамках исследования авторами также рассматривается подход к правовому режиму криптоактивов, сформировавшийся в законодательстве и судебной практике США.
РОССИЯ
В статье представлена авторская интерпретация развития института представительства до Судебной реформы 1864 г. Данная работа была написана с целью изучения истории отечественной адвокатуры, автор ставит перед собой вопрос «Какой момент мы можем считать началом развития представительства и адвокатуры в России?» и пытается в нем разобраться, привлекая различные первоисточники и мнения историков. Автор анализирует процесс появления и становления института поверенных — первых прототипов современных адвокатов. В целом вопрос сопоставления дореформенных поверенных и современных адвокатов является весьма дискуссионным, поэтому в статье также рассматривается данная тема: автор представляет ключевые характеристики поверенных и стряпчих, для того чтобы читатель смог составить собственные выводы касательно сходства данных институтов. Исследуемый материал позволяет проследить эволюцию института представительства, а применение обширного методологического аппарата может способствовать всестороннему изучению этой темы. Актуальность работы проявляется в слабой разработанности темы, поскольку большинство исследователей рассматривают историю адвокатуры, начиная с XIX в. Всё же автор принимает во внимание и анализирует мнения отечественных ученых разных исторических эпох, как имперских, так и современных российских. Научным базисом данной работы выступает такая дисциплина, как история государства и права России и ее терминологический аппарат. Поскольку в рамках учебного курса студенты изучают историю возникновения и развития различных правовых институтов, эта статья, по мнению автора, может быть полезной для углубленного изучения истории адвокатуры.
В статье представлены основные направления в области законодательного урегулирования сферы образования в периоды правления Александра II и Александра III. Авторы подчеркивают важность процесса образования как средства передачи подтвержденных наукой и устоявшихся знаний и источника норм и ценностей последующих поколений, формирующих собой опору государства. Авторы анализируют основные нормативные правовые акты данных периодов, позволяющие понять главные принципы и идеи, на которых формировалась государственная политика в сфере образования практически всю вторую половину XIX в. В число нормативных правовых актов, проанализированных в данной статье, входят Университетский устав от 18 июня 1863 г., Положение о начальных народных училищах от 14 июля 1864 г., Устав гимназий и прогимназий от 19 ноября 1864 г., циркуляр министра народного просвещения «О сокращении гимназического образования» от 5 июня 1887 г. На основании данных актов формулируются основные направления политики в сфере образования двух императоров. Демонстрируется противоречивость политики двух императоров в отношении регулирования автономии образовательных учреждений и последовательность нормирования сферы образования по пути борьбы с революционными настроениями и формированием террористических организаций. Авторы сравнивают правовое регулирование в сфере образования в период царствования Александра II и Александра III с современной российской действительностью. Проводятся параллели между государственной политикой этих времен, на основании чего делается вывод о преемственности и неизменности целей государственной деятельности по обеспечению территориальной целостности и противодействию экстремистским и сепаратистским силам.
В статье представлена авторская интерпретация особенностей регулирования вещного права в ГК РСФСР 1922 г. Специфика регулирования вещного права заключалась в переходном характере самого кодекса и в отсутствии достаточной практики и советского нормативно-правового материала. Для регулирования восстановленных рыночных отношений необходимо было «старое», буржуазное право в связи с тем, что оно было предназначено для регулирования подобных отношений. Из-за наличия элементов «старого» права ГК РСФСР 1922 г. советские и российские ученые часто называли данный кодекс «рецепция буржуазного права». Советские ученые-правоведы имели скромный опыт кодификации права. Были созданы не введенные в действие проекты «Кодекса законов об обязательствах, вытекающих из договоров» и «Положения об обязательствах, возникающих из договоров, и о векселях» и один введенный в действие Декрет «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». Немаловажным фактором определения причин особенностей регулирования является тот факт, что свод гражданского права создавался в ускоренном темпе, поскольку большевики в период нэпа, когда активно возрождались товарно-денежные отношения, были заинтересованы в скорейшем установлении на правовом уровне механизма регулирования рыночных отношений, для того чтобы сохранить господство государственного сектора в экономике и препятствовать сильному имущественному расслоению, которое способно привести к нарастанию социальной напряженности и стать причиной политической нестабильности в стране. Советская власть установила ряд ограничений для частных физических и юридических лиц и мешала полноценному развитию товарно-денежных отношений, что отобразилось непосредственно и в вещном праве. Ускоренная разработка и нехватка опыта привели к наличию больших пробелов в кодексе и, как следствие, невысокому уровню юридической техники. Однако сто́ит отметить, что в ГК РСФСР 1922 г. присутствуют определенные новеллы и такие нормы, которые свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры советских ученых-правоведов и о противоречивости самого свода законов.
Статья посвящена изучению и краткому анализу методов, используемых при взаимодействии церкви с государством, а также важности и преимуществу методологического подхода к определению роли церкви в обществе на примере Российской Федерации. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить методы, используемые в современной России при взаимодействии государственного аппарата с религиозными объединениями, выявить их обоснованность и модель такого взаимодействия. В статье указывается, что отношения государства и религиозных объединений в различных формах их проявления возникали с самого начала образования государственности, что бесспорно подтверждается историческими примерами и фактами древних цивилизаций. В статье рассматриваются четыре различные возможные модели построения взаимоотношений государства с религиозными объединениями, в зависимости от положения религиозных структур в государстве, от доминирования таких объединений над государственной властью и до полного подчинения церкви государству. Автор показывает, как модель такого взаимодействия государства с религиозными объединениями отражается на избираемых государством методах. Приводится краткий исторический обзор взаимоотношений между государством и церковью на протяжении истории государственности России от Киевской Руси до современной России настоящего времени. На основании анализа Конституции РФ и Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» автором приводятся аргументы, на основании которых современную Российскую Федерацию можно отнести к странам с определенной моделью взаимодействия с религиозными объединениями из возможных представленных, которая сложилась на протяжении длительного периода церковно-государственных отношений.
МИР
В статье рассматриваются нормы шариата по заключению сделок в сфере торгового оборота, применявшиеся в узбекских ханствах в XVI– XIX вв. Автор раскрывает положения о субъекте и объекте права, предмете договора, условиях и способах заключения, расторжения и обеспечения договора, обязательствах, вытекающих из условий договора. Ислам, как известно, весьма благосклонно относился к торговле и одной из основных своих задач видел в обеспечении интересов частной собственности и торгового оборота. В пяти задачах ислама — охраны религии, жизни, разума, рода и имущества — охрана частной собственности занимает, по существу, центральное место. Шариат этому торговому договору уделяет особое внимание, и мусульманские законоведы включают в главу о торговле все основные положения о договорах и обязательствах вообще. Учение о вещных правах было мало разработано в мусульманском праве, зато весьма детально было разработано учение об обязательственном праве. Шариат знает подробно разработанную классификацию обязательств, деление обязательств по основанию их возникновения на обязательства, вытекающие из закона или из фактического положения, и обязательства, вытекающие из договоров, а также деление обязательств на односторонние и двусторонние, не обусловленные и обусловленные, солидарные и не солидарные, простые и альтернативные, делимые и неделимые. Автор анализирует виды сделок, предусмотренные шариатом и получившие наибольшее распространение и правоприменение в узбекских ханствах в XVI–XIX вв. Выделяются условия, при которых на сделки мог быть наложен запрет или при которых сделки могли быть признаны недействительными. Все сделки, согласно основополагающим принципам шариата, должны были совершаться на основе доброго волеизъявления, законности и согласия сторон.
В статье автор приводит краткий обзор процесса гуманизации в сфере уголовных наказаний, происходивший в Западной Европе, на примере такой санкции, как смертная казнь. Автор анализирует сложившуюся к XVIII в. ситуацию относительно уголовных наказаний, а также затрагивает ее причины и предпосылки. Обращается внимание на то, что происходившие в процессе модернизации в Европе общественные изменения затрагивают и уголовную сферу. Важную роль в этом автор отводит деятельности передовых мыслителей и просветителей того времени. Их идеи рассматриваются и анализируются на примере конкретных положений из сочинений мыслителей, отмечается их передовой и прорывной характер. Намечается процесс преобразований в уголовной системе, проявившийся в сокращении применения смертной казни, в совершенствовании процедуры и технической составляющей казни, продиктованных идеей гуманизации, а также переосмыслении самой концепции института смертной казни, который стал рассматриваться как мера частной (а не общей) превенции. Также обращается внимание на процесс замещения смертной казни альтернативными видами наказания, в частности лишением свободы, анализируются и объясняются его причины. Автор указывает на преемственность процесса модернизации и гуманизации в сфере уголовных наказаний, высказывает предположение об объективной природе этого явления и его неизбежности. Обозреваются этапы и черты данного процесса в XX в., когда и была заложена основа, а также сформирована правовая база для современного положения уголовного наказания в виде смертной казни в правовой системе европейских стран.
Терроризм является одной из основной угроз стратегической безопасности Российской Федерации. Среди всех международных террористических организаций особо выделяются Братья-мусульмане (признаны террористической организацией на территории Российской Федерации). Одно из старейших и наиболее опытных движений радикальных исламистов и по сей день угрожает национальным интересам и безопасности нашей страны, как внутри нее, так и за рубежом. Радикальное исламистское движение салафитского толка широко раскинуло свои сети по миру, привыкло скрытно накапливать силу и ресурсы, а также всеми способами распространять собственную идеологию. Ввиду актуальности вопроса о необходимости выработки механизмов противостояния распространению влияния группировки внутри России и за рубежом проведен анализ стратегии данной террористической организации и методов, с помощью которых она осуществляет свою деятельность. Их исследование и систематизация вызывают активный интерес ученых от Австрии до ОАЭ, от Великобритании до России. Обозначены также те способы, с помощью которых Братья-мусульмане от небольшой ячейки в Египте разрослись до огромной сети структур, ведущих свою деятельность от Ближнего Востока до США. Структуры, с помощью которых осуществляется упрочение позиций движения: государственные органы, политические партии, НКО и т.п. Проанализированы и общие черты стратегии террористической группировки, соотношение их с ее идеологической доктриной. Сделан вывод о необходимости выработки жестких мер противостояния группировке и скрупулезного выявления ее тщательно скрытых сетей.
статье рассматривается воплощение идей социоцентризма и антропоцентризма в лицензировании как одном из способов регулирования экономических отношений и разновидности административных процедур. В рамках статьи анализируется законодательство Российской Федерации, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и США. Методология исследования в рамках статьи включает философский, логический, формально-догматический и сравнительно-правовой методы. В статье указывается, что выражение концепций социоцентризма и антропоцентризма представляет собой приоритетность либо публичных, либо частных интересов в правовом регулировании. Антропоцентризм в лицензировании означает приоритетность прав и интересов соискателей и лицензиатов, а также иных заинтересованных лиц, в то время как проявление социоцентризма в лицензировании обуславливается приоритетностью публичных интересов. В законодательстве Российской Федерации и нормативных актах стран англосаксонской правовой семьи лицензирование направлено на защиту публичных интересов, из чего следует, что правовое регулирование преимущественно носит социоцентричный характер. Также приоритет общественных интересов выражен в установлении лицензионных требований, так как их соблюдение обеспечивает достижение цели правового регулирования. Осуществление административных процедур также обусловлено социоцентрическим подходом. При этом идеи антропоцентризма выражаются в установлении права на обжалование решений и действий властных субъектов, предусмотренного в рамках административного и судебного обжалования. В Великобритании и США для учета интересов заинтересованных лиц, чей статус отличается от соискателя лицензии и лицензиата, предусматривается возможность участия в административных процедурах, что также следует рассматривать как проявление подхода о приоритетности индивидуальных прав.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Статья посвящена исследованию роли нормативного правового акта в правовой реальности, его воздействию на сознание поведение и граждан. Внимание обращено на политическую элиту как адресанта правовой коммуникации. В качестве средств воздействия на сознание и поведение адресатов выступают нормативно закрепленные прежде всего запреты и обязанности, в меньшей степени дозволения. Формой выражения этих средств являются нормативные правовые акты. С помощью нормативных актов государство конструирует деонтологический образ правового бытия. Усвоение индивидом этих императивов должно обеспечить ценностные основания правовых действий человека, достижение режима законности и правопорядка, обеспечить гармонизацию всех уровней правовой реальности. На основе конструктивистско-коммуникативной методологии в статье сделан вывод, что нормативный правовой акт выступает важнейшим средством конструирования правовой реальности. Содержащаяся в акте правовая информация направлена на формирование в сознании субъекта ценностной установки на совершение действий, необходимых для поддержания правопорядка, обеспечения удовлетворения и баланса интересов государства-адресанта и индивида-адресата правовой коммуникации. Воздействуя на сознание и поведение адресата, нормативный правовой акт не только формирует в его сознании образ правовой реальности и его место в ней, но и определяет стратегию и тактику действий индивида, позволяющих ему быть полноправным участником общественных отношений по конструированию этой реальности и идентифицировать себя в качестве гражданина.