ТЕНДЕНЦИИ
Киберпространство стало неотъемлемой частью современного мира, трансформируя традиционные социальные институты и оказывая колоссальное воздействие на все процессы, происходящие в социуме. Такие масштабы влияния требуют эффективных средств правового регулирования. «Экстерриториальность» киберпространства, его значимость в рамках концепции общего наследия человечества не позволяют применить к нему традиционные способы регламентации общественных отношений, заставляя искать более релевантные и оптимальные модели. До сих пор универсальный подход к решению данной задачи не выработан. Проблема разработки норм для регламентации отношений, складывающихся в киберпространстве, носит не столько правовой, сколько политический, стратегический характер, что не позволяет государствам разных идеологических взглядов и идей прийти к консенсусу в этом вопросе. В статье проводится анализ преимуществ и недостатков альтернативных моделей регулирования киберпространства с целью выявления оптимального механизма в условиях современного мира. Результаты исследования демонстрируют отсутствие единой идеальной модели регулирования. В связи с малой вероятностью достижения в обозримом будущем консенсуса в области регулирования киберпространства высказывается предложение о возможных вариантах начала международного диалога по вопросу разработки оптимального регулирования: обосновывается идея комплексного подхода в области регулирования Интернета, сочетающая в себе сильные стороны каждого из рассмотренных подходов. Концепция участия всех заинтересованных субъектов в процессе принятия решений по вопросам регулирования киберпространства, основывающаяся на общепризнанных принципах и нормах международного права и учитывающая специфическую природу киберсреды, потенциально может выступить в качестве новой модели регулирования цифрового пространства.
В статье исследуются международные нормативные правовые акты и акты национальных законодательств различных государств, регулирующие деятельность по освоению космоса, и их практическое применение. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с реализацией механизмов международно-правовой ответственности, возникающей при неправомерном использовании космического пространства. Сотрудничество государств в области освоения космоса является крайне актуальным и имеет особое значение при идентификации собственника космического аппарата, которого сто́ит привлечь к ответственности. Проблема состоит еще и в том, что и при правомерном использовании космоса возникают ситуации, когда приходится решать вопрос о возмещении ущерба — кто, кому и в каком размере будет его возмещать. Нередки ситуации, когда запускающее аппарат государство прибегает к преднамеренному разрушению космического объекта. В них обязателен учет критериев, выработанных в нормативных правовых актах, рассмотренных в статье. С развитием технологий появляется все больше возможностей использовать космос не только в научных, но и в коммерческих целях, поэтому и способы привлечения к ответственности должны быть эффективнее, чем ныне существующие. Предлагаются направления развития законодательства в области космической деятельности, которые позволят реализовать несколько иные механизмы ответственности, в большей степени учитывающие интересы государств. Получает распространение деятельность по добыче полезных ископаемых с целью дальнейшего использования в качестве стройматериалов на Земле, в контексте чего национальное законодательство государств начинает подстраиваться под такие изменения, чему в научной работе также уделено внимание.
В статье рассмотрено текущее состояние института права собственности и суверенитета в международном космическом праве, проанализированы проблемы института права собственности и суверенитета в космическом пространстве, в частности противоречия между существующими нормами международного космического права и экономическими интересами крупных корпораций и государств. Авторами выявлены положения существующих договоров в международном космическом праве, которые вступают в конфликт с интересами государств и корпораций, рассмотрены заявления, нормативные правовые акты, экономические, политические и правовые инициативы субъектов, заинтересованных в изменении текущего международного регулирования космоса, демонстрирующие существующие противоречия. В статье также анализируются и оцениваются с позиции права модели гипотетического воплощения этого противоречия и его решения в произведениях культуры и искусства, прежде всего в научно-фантастических литературных и аудиовизуальных произведениях. На основе существующего международно-правового регулирования, анализа экономических интересов государств и частных корпораций, а также исследованных моделей авторами предлагается прогноз относительно возможных сценариев развития международного космического права в отношении регулирования института права собственности, суверенитета, международного сотрудничества в космическом пространстве с учетом обозначенных выше противоречий. Эти сценарии различаются по установившемуся в них способу регулирования права собственности и суверенитета в космическом пространстве, роли международных организаций в нем, направлению изменения существующего международного космического права в сторону развития и в конечном итоге практического воплощения существующей концепции космоса как «достояния всего человечества» либо в сторону приватизации и национализации космоса. В статье также предлагается анализ деятельности и дальнейших планов международных организаций по изменению регулирования космического пространства.
РАКУРС
В статье представлен авторский взгляд на организационную роль политики законности в построении институционного государства и в формировании публично-правовой основы верховной государственной власти. Данная проблема рассматривается на примере реализации законодательной политики Петра I и Анны Иоанновны. Подчеркивается нацеленность на превращение монарха в единственного гаранта правосудия и повышение его социально-политического имиджа в восприятии социальных групп подданных, наделенных различными правами состояния. Мероприятия в области укрепления законности рассматриваются через призму надсословных политико-юридических стратегий российского самодержавия, обеспечивающих доминирование монарха в политической системе Российской империи на фоне медленного формирования имперских государственно-правовых институтов, архаичной правовой системы и отсутствия систематизированного законодательства. Раскрыты основные синхронные направления законодательных инициатив, обеспечивающих формирование особого статуса правящих лиц в законотворчестве и судебной системе. С одной стороны, это блок именных указов и иных нормативных правовых актов, исходящих от монарха, формализующих деятельность ряда государственных учреждений и повышающих личную ответственность чиновников за нарушение должностных инструкций. С другой стороны, это разработка механизмов личного вмешательства монарха в систему правосудия с целью восполнения пробелов законодательства, смягчения уголовной ответственности отдельных лиц, усиления социально-политической поддержки верховной государственной власти посредством установления равновесия между идеалом «общего блага» и частными интересами всех слоев общества. На основе исторического материала сделан вывод об определяющем значении политики законности в деле достижения консенсуса между государством и социумом при помощи организационно-правовых средств, обеспечивающих отдельному индивиду или социальной группе иллюзию социальной стабильности и незыблемости государственно-правовой системы.
Статья содержит историко-правовой анализ документа «Доклад о привлечении представителей населения к законосовещательной деятельности» М. Т. Лорис-Меликова. Как известно, конституционные проекты создавались в Российской империи С. Е. Десницким, М. М. Сперанским, Н. Н. Новосильцевым, однако начинания указанных деятелей отвергались государями, поскольку существовавший в России царизм не терпел распределения государственной власти между различными институтами. Проект, авторство которого принадлежит М. Т. Лорис-Меликову, характеризуется направленностью на привлечение к законотворческим процессам выборных представителей. Следует отметить, что он был одобрен Александром II и имел шанс быть реализованным. Автором выделена значимость деятельности М. Т. Лорис-Меликова в указанном направлении, поскольку осуществление положений проекта министра внутренних дел могло способствовать формированию парламентаризма в России и становлению государства на путь конституционной монархии в рамках общей либерализации и демократизации институтов государственной власти в период Великих реформ Александра II. Автор полагает, что изучение так называемой Конституции Лорис-Меликова может способствовать более глубокому рассмотрению противоречивого процесса становления российского парламентаризма. Отсюда, как считает автор, идет и исследовательский интерес к рассматриваемым в статье вопросам.
РОССИЯ
В статье определяется авторская позиция относительно вопроса о том, что первыми типами корпораций в Средние века в России являлись цеховые объединения. Отмечается, что цех выступал не только как хозяйственное объединение, но и как определенного рода политическая организация. В работе показано, каким образом со стороны цеха строилась система контроля над процессами производства и сбыта товаров. Кроме того, автор раскрывает публично-правовую природу цеховой организации. Источниковедческую базу исследования составили акты XV–XVII вв. Вопрос о существовании цеховой организации в российских городах XVI–XVII вв. является в научной литературе дискуссионным. В данной статье доказывается, что хотя между цеховой организацией Запада и организацией ремесла в допетровской Руси существовали различия, однако они не были настолько глубоки, чтобы можно было говорить о явлениях совершенно несравнимых и разнородных. Напротив, приводимые исторические факты, выдержки из нормативных и исторических источников подтверждают, что по всем существенным признакам корпоративная форма ремесленных организаций на Западе и в России имела сходство. Корпоративность устройства ремесленного сословия в России заключалась в том, что на его организацию государство возлагало определенные обязанности и одновременно предоставляло ряд привилегий. Рецепция цехового права стран Западной Европы в период петровской Руси легла на готовую почву, русские ремесла уже имели корпоративную природу их организации и деятельности.
В статье представлена авторская позиция относительно привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 19.29 КоАП РФ, а именно за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего. В связи с этим были рассмотрены статистические данные МВД России и сделан вывод о росте преступлений коррупционной направленности, что свидетельствует о важности и актуальности темы исследования. В статье выделены основные правовые проблемы привлечения к ответственности за данное правонарушение. Однако выявить сам факт совершения этого правонарушения довольно сложно. Зачастую при осуществлении прокурорского надзора в данной сфере прокурору недостаточно изучить документацию проверяемого юридического лица. Для выявления коррупционной составляющей прокурор должен сделать соответствующие запросы в различные отраслевые ведомства. Отдельные вопросы возникают при привлечении к ответственности должного лица, так как применительно к этой статье не совсем ясно, кто подпадает под данную формулировку закона. К ответственности привлекается лицо, непосредственно подписавшее трудовой договор. Данный тезис подтверждается и разъяснениями Верховного Cуда РФ. Отдельно рассмотрены проблемные вопросы, связанные с информированием органа государственной власти и (или) органа местного самоуправления, так как такое информирование носит уведомительный характер.
В статье предлагается общий обзор проводимых Петром I в начале XVIII в. реформ. Автор рассматривает основные предпосылки и причины для проведения реформ в области государства и права, которые так или иначе затронули многие сферы государственной и общественной жизни. Актуальность данной работы обусловлена в первую очередь возможностью осмыслить предыдущий опыт, прогнозировать процессы преобразования государства и общества и использовать примеры для выбора действий в будущем. Автором изучается период правления Петра I, определяются правовые основания его реформ. Материалом для анализа стали указы Петра I, а также различные научные труды в области истории государства и права России конца XVII — начала XVIII в. Рассматриваемые преобразования подразделяются на реформирование системы государственного управления, которая занимала ключевое место в процессе перестройки и была направлена на осуществление централизации и упорядочение системы органов власти; реформы в военной сфере, обусловленные сложной военно-политической обстановкой, для решения которой было необходимо наличие мощных армии и флота, а также высококвалифицированных кадров. Не менее важными представляются реформы в сферах экономики и просвещения, где изменения в большей степени были определены также военной необходимостью, однако большую роль они все же играли в долгосрочной перспективе. Автор делает вывод о значимости и масштабности преобразований, проведенных в начале XVIII в. для истории государства и права, подчеркивает быстроту проведения реформ, обусловленных внутренними и внешнеполитическими обстоятельствами.
В статье обращается внимание на такую юридическую категорию, как наказание в виде смертной казни в России на разных этапах ее исторического развития вплоть до начала XX в. Автор, анализируя и сопоставляя события в России с зарубежным опытом и общеизвестными фактами, определяет специфику развития института смертной казни, проецируя ее на разные исторические этапы. Обращается особое внимание на вопрос генезиса института смертной казни как легального метода принуждения, находящегося в инструментарии государства. Прослеживается последовательное преобразование, происходящее с институтом смертной казни: от изменения его социальной сущности до корректирования целей, преследуемых с его помощью. Автор приводит обоснование той или иной роли этого вида наказания на разных этапах исторического развития, обращаясь к общей политической конъюнктуре и целям и вызовам, существовавшим у государства. Прослеживая хронологию, автор отдельно отмечает область применения смертной казни к несовершеннолетним лицам, в чем усматривается элемент гуманизации российской правовой системы. Как отдельное и уникальное явление представляется попытка со стороны Российского государства вовсе отказаться от применения и использования смертной казни как института наказания. Уникальность обоснована тем, что в, казалось бы, более прогрессивной Европе того времени подобный опыт был мало распространен. Однако все же сто́- ит обратить внимание на то, что на протяжении всего рассматриваемого исторического периода смертная казнь в России так и не была окончательно отменена.
МИР
Правовое регулирование в области сертификации в таможенном деле начинает формироваться после окончания Второй мировой войны. Было принято решение создать три международные экономические организации. Всемирный банк и Международный валютный фонд существуют и нынче. В планах было и создание организации по международной торговле (ОМТ) при ООН, занимающейся специализированной сертификацией продукции интернационального стандарта. Сертификация в России имеет достойный уровень, наша страна является участником международных систем сертификации ISO, МЭК, ЕЭК. До 2000-х гг. происходило формирование законодательной базы подтверждения соответствия различной продукции. Объектами контроля явились качество продукции и системы руководства предприятий. Развитие современного товарооборота и услуг дало импульс к развитию законодательства и правовых основ регулирования технических регламентов, сертификации и стандартизации. Основными видами сертификатов являются: сертификат происхождения товара, сертификат соответствия, сертификат о прохождении таможенной очистки, сертификат соответствия социальным требованиям, сертификат соответствия окружающей среде и др. В непростых реалиях современного мира продолжают развиваться правовые формы международных стандартов, все больше внимания уделяется развитию электронного документооборота и автоматизации процедур декларирования и сертификации товаров. Таможенный союз сформировал свободное экономическое пространство единых требований и норм, соответствующих мировым стандартам. Получение международных сертификатов раскрывает перед импортером или компанией-изготовителем большие возможности в области значимого повышения товарооборота и привлечения широкой клиентской базы. Международные стандарты оформления декларирования и сертификации товаров имеют огромное значение для торговых отношений между государствами. Они позволяют установить единый порядок взаимодействия и обеспечить безопасность на торговом рынке.
В статье предлагается общий обзор сложившейся политической ситуации в Римской империи на протяжении III в. н. э., основных предпосылок возникновения кризиса власти, которые затронули многие сферы государственной и общественной жизни. Актуальность данной работы в возможности осмысления и использования исторического опыта, прогнозирования процессов преобразования государства и общества. Автором изучается череда событий, которыми ознаменован кризис Римской империи III в. — период правления множества императоров, сменявших друг друга, военных реформ, децентрализации власти и внутренней борьбы за власть; определяются основные черты перехода от принципата к доминату. Рассматриваемые преобразования разделяются на военные реформы, требующие изменений в силу неудач на пограничных территориях империи и невозможности останавливать орды варваров, постоянно вторгавшихся на земли империи, и административные реформы, которые касались системы органов власти, децентрализации власти, а также создания нового политического института правления — тетрархии. Автор делает вывод о значимости и масштабности преобразований, проведенных в Римской империи в III в., для истории государства и права, подчеркивая скорость этих реформ, обусловленных внутренними и внешнеполитическими обстоятельствами.
В статье автор затрагивает одну из самых острых политических проблем современности — правовой статус Тайваня. Для характеристики правового положения острова необходимо обращение к его истории. На протяжении многих веков Тайвань находился под юрисдикцией разных стран, что не могло не оказать влияния на культурную и экономическую отдаленность острова от материкового Китая. Автор описывает социально-политическую жизнь острова в различные периоды его развития, а именно: во времена голландского завоевания, под влиянием династий Мин и Цин, в период японского владычества, а также положение острова в составе Китайской республики. Каждый из этих периодов оказал огромное влияние на культуру и экономическое развитие острова. Автором указываются объективные и субъективные обстоятельства, послужившие причиной установления неопределенного положения острова, а также определяется роль иностранных государств в этом процессе. Особое внимание отводится характеристике международных договоров, регулирующих статус острова, среди которых: Симоносекский договор (1895 г.), Каирская декларация (1943 г.), Акт о капитуляции Японии (1945 г.), Сан-Францисский мирный договор (1951 г.). Автор также описывает политическую обстановку, способствующую их принятию. Вопрос о правовом положении Тайваня является дискуссионным: ряд стран признают остров в качестве суверенного государства, устанавливают с ним международные отношения, в то время как другие страны — среди них и Российская Федерация — рассматривают Тайвань как провинцию Китайской Народной Республики. Подобная неопределенность может привести к самым ужасным последствиям.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
В статье представлен современный подход к формированию рабочего класса в 1950–1970-е гг., который раскрывает основные правовые и социокультурные особенности данного процесса в Белорусской ССР. Окончательная институциализация занятых в производстве как класса советско-белорусского общества проходила особым способом, что обусловливалось спецификой социально-демографической обстановки, определенным действием основных законов, патронажем Коммунистической партии и ее ячеек всех сфер жизни общества. Конституции БССР на правовом уровне фиксировали разделение советского общества на классы, выделяя рабочих в отдельную группу и поддерживая особый статус работников физического труда. Но начавшиеся в послевоенное время в Советской Белоруссии преобразования в социально-экономической сфере требовали большого количества своевременных законов и правовых актов. Ответом на запрос стали соответствующие постановления и решения ЦК КПБ Белоруссии, которые, имея силу закона, оперативно претворялись в жизнь. Автор полагает, что сформулированный конституционными актами посыл на выделение из социума класса рабочих начал реализовываться в БССР замедленными темпами и в основном благодаря решениям и постановлениям Пленума ЦК Коммунистической партии Белоруссии. Процесс формирования рабочего класса в белорусском обществе был сопряжен с множеством сложностей и часто реализовывался без учета местных особенностей, но проходил достаточно успешно. Конституция 1978 г. фиксировала свершившийся факт дифференциации советского общества и упоминала о классах рабочих, крестьян и сформировавшейся интеллигенции.
В статье рассматривается вопрос о соотношении законодателя и правоприменителя при создании и применении оценочных суждений в нормах и элементах норм права. Нормативистский характер российского законодательства и отрицание института прецедентного права влечет как пробельность в праве, так и неоднозначность толкования правовых норм, что приводит к расхождению мнений правоприменителей в решении аналогичных дел, в связи с чем обозначается проблема «верного», а именно соответствующего идее законодателя, применения норм права. Подтверждается обоснованность существования института оценочных категорий с точки зрения предотвращения нарастания законодательного массива и правовой неопределенности, а также косвенного делегирования правотворческих функций правоприменителю при применении такого метода юридической техники, как квалифицированное молчание законодателя. Анализируется возможность законодательной регламентации правил законодательного регулирования «каучуковых» норм как необходимого элемента совершенствования законодательной техники с целью оптимизации и упрощения процесса правоприменения. Предлагается закрепление правил правоприменения при толковании оценочных категорий. Оценивается роль Верховного Суда РФ как посредника между законодателем и правоприменителем. С этой целью анализируется вопрос придания постановлениям Пленума Верховного Суда РФ статуса источника права и установления обязанности для судов проверять решения на соответствие им. Рассматривается необходимость выведения института оценочных суждений за рамки теоретического обсуждения в область практического применения.