Preview

Российское право онлайн

Расширенный поиск
№ 4 (2023)
Скачать выпуск PDF

ТЕНДЕНЦИИ

5-9 99
Аннотация

История учит нас, что в любой период государство не должно поступаться своими принципами и жертвовать суверенитетом. Политическая повестка современного миропорядка предопределяет важность проблемы укрепления российского суверенитета, а события десятилетий постсоветского периода обусловливают вневременной характер выбираемой страной стратегии. Вопросы суверенитета, идентичности, устойчивого развития государства и общества сверхзначимы для реализации глобальных политико-правовых задач Российской Федерации в условиях образования многополярного мира. XXI столетие привело к переосмыслению старых и поиску новых политических парадигм, расширению инструментария познания (методик, технологий, техник), притом что вся история попыток создания искусственных или заимствованных политико-правовых конструктов, чуждых национальной ментальности, свидетельствует: это губительно как для отдельного гражданина, так и для всего народа и разрушает свободу Российского государства. Авторы статьи полагают, что если национальная идея выступает в качестве источника формирования общественной правовой культуры, духовной скрепы российской государственности, то государственная идеология, исходящая из национальной идеи, преобразует систему политико-правовых символов и стереотипов в единое государство-цивилизацию.

10-14 99
Аннотация

Суверенизация стала трендом (процессом), а суверенитет — важным ее результатом. Рассмотрены источник и продуцент, продуцирующие суверенитет как продукт с помощью конструктивного и продуцентного подхода. В соответствии с Конституцией РФ многонациональный народ является носителем суверенитета и источником власти. Поэтому народ как субъект-продуцент продуцирует властного субъекта, который обеспечивает суверенитет народа, как его носителя, и государства в целом, в виде неприкосновенности (обеспечения безопасности), самостоятельности (верховенства власти и национального законодательства) и самодостаточности (способности самостоятельно продуцировать критически важные продукты). Пространство национального суверенитета продуцируется за счет юридической силы юридических документов, как источников юридической среды в границах существования этой среды. Так как юридическое пространство пересекается с действительным пространством, то юридические силы опосредованно влияют на действительные силы, которые могут непосредственно воздействовать на лиц, совершивших незаконные и/или противозаконные деяния. Суверенизация подразумевает движение юридического субъекта к обеспечению своего суверенитета. Суверенизация не противостоит глобализации и/или локализации, а должна рассматриваться как составляющая их оптимального сочетания. Современный суверенитет возникает не только на территории, а в пространстве определенной предметной области, в частности, за счет наличия в такой области как минимум одного центра силы, т.к. пространство области продуцируется силами продуцента в виде как минимум одного субъекта (центра силы). Под локализацией понимается не изоляция, а локализация современных инструментов на территориях менее развитых государств для выравнивания их уровня развития, в частности для увеличения глубины переработки ресурсов. В связи с этим под устойчивым развитием можно понимать динамически сбалансированное развитие (качественное движение (переход, трансдукция)) всех субъектов, которое можно достичь с помощью их суверенизации, в том числе и государств, на равноправной, взаимной и справедливой основе.

15-21 83
Аннотация

Статья посвящена объединению Германии 1871 г. и обеспечению суверенитета единого государства. Анализируются причины, цели и условия унификации немецких земель. Формулируется вывод о том, что объединение было необходимо для дальнейшего совместного экономического и политического развития германских государств, а также для их защиты от внешних врагов. Автор приходит к умозаключению, что внешняя и внутренняя независимость были важнейшим условием последующего существования и развития образовавшейся Германской империи. В рамках исследования делается акцент на личности О. Бисмарка — человека, благодаря которому состоялось объединение немецких земель, ведь именно «железный канцлер» первым осознал, что оно может быть осуществлено лишь «железом и кровью», то есть посредством активного использования военной мощи. В статье даны реформы, способствующие консолидации германских государств. Заостряется внимание на их правовом аспекте — введении в действие на всей территории Германской империи конституции и уголовного уложения в 1871 г., а также германского гражданского уложения в 1896 г. Нормативные правовые акты способствовали формированию общеправового пространства единой Германии и, как следствие, обеспечению ее суверенитета. Гражданский кодекс позволил создать единое экономическое пространство на территории страны, что обеспечило ее экономическую независимость. Рассматривается стремление самого немецкого народа к национальному единству как важный фактор суверенитета Германии. Формулируются выводы о сложности и длительности процесса обеспечения суверенитета Германской империи и о тех направлениях государственной политики и аспектах общественных отношений, которые способствовали этому.

22-27 156
Аннотация

В статье определяется значение Росфинмониторинга в укреплении финансового суверенитета страны путем борьбы с финансовыми преступлениями и их негативными последствиями для национальной безопасности. Автор акцентирует внимание на то, посредством каких органов и структурных подразделений Росфинмониторинг может осуществлять свою деятельность, отмечает правовую основу таких взаимодействий. Исходя из системного анализа функций и полномочий данной службы, автор приходит к выводу, что данный орган является органом специальной финансовой компетенции и способствует укреплению финансового суверенитета. Ее деятельность, с одной стороны, связана с контрольными мероприятиями за движением финансов, а с другой — с контролем определенных в законодательстве субъектов. Мониторинг, осуществляемый вышеупомянутой службой, является одной из форм реализации государственного финансового контроля и обеспечивает стабильность экономического суверенитета страны. В статье подчеркивается важность роли Росфинмониторинга в национальной безопасности и указывается на эффективность работы службы, обеспечиваемую оптимизацией превентивных мер и помощью единой информационной системы Росфинмониторинга, которая формируется на основе анализа полученных данных.

РОССИЯ

28-33 100
Аннотация

гражданской войны, их влияние на органы управления, включая МВД. Указывается на политические потрясения, сопровождающие революционные преобразования российского общества, включая изменения системы охраны правопорядка. В результате в ходе строительства обновленного государственного аппарата на буржуазно-демократических принципах были созданы новые органы, такие как народная милиция Временного правительства, затем сибирская милиция, чтобы обеспечить правопорядок и безопасность граждан в условиях перехода от одной политической власти к другой. Стремительные изменения политической, социальной и экономической ситуации находили отражения в принимаемых нормативных правовых актах. Временное правительство, сформированное либерально-демократическими силами, проводило политику децентрализации власти, что отвечало сложившимся конкретно-историческим условиям на момент весны 1917 г. Начавшееся полномасштабное вооруженное противостояние сторонников и противников советской власти резко изменило внутриполитическую ситуацию. Восстание чехословацкого корпуса весной 1918 г. привело фактически к одномоментному свержению советской власти на всей протяженности Транссибирской магистрали. Образовавшиеся на востоке России государственные образования последовательно трансформировались во всероссийскую власть, верховенство которой было признано и остальными центрами антибольшевистской борьбы. Именно на этой территории сформировались органы государственной власти, способные быть полноценной альтернативой системе, выстроенной большевиками. Анализируется комплекс изменений, произошедших в законодательстве, касающихся организации правопорядка от закрепления принципа децентрализации до попытки выстроить новую вертикаль власти. Получает решение вопрос, связанный с все нарастающим кадровым голодом в процессе укомплектования милиции кадрами. Делается вывод об общей эффективности сложившейся системы правопорядка.

34-40 79
Аннотация

Статья посвящена анализу механизма государственного управления системой здравоохранения в Советском Союзе на региональном уровне. Для наглядности выбраны двадцать лет послевоенного периода — с 1945 по 1965 гг. Объектом исследования стала система здравоохранения Курской области. В работе проанализирована правовая база функционирования здравоохранения в СССР, которая сложилась в эти годы. По итогам ее изучения сделан вывод о том, что имевшиеся в это время нормативные правовые акты в сфере здравоохранения не позволяли в полной мере сформировать управление системой здравоохранения правовыми методами. До 1969 г. в СССР даже не было принято ни одного закона, регулировавшего систему здравоохранения. Неразвитость правовой базы привела к тому, что, наряду с государственными структурами в лице Министерств здравоохранения СССР и РСФСР и их органами на местах, существенную роль в управлении системой здравоохранения играли органы КПСС (ВКП(б)). Опираясь на архивные материалы государственных архивов Курской области, автор анализирует механизм функционирования управления здравоохранением в рассматриваемый период на региональном уровне. По итогам исследования он приходит к выводу о том, что в основе механизма управления здравоохранением лежали не только нормативные правовые акты государства, но и решения партийных органов. Поэтому опыт управления здравоохранением в советский период не может быть использован в современной России, ставшей на путь построения правового государства.

41-47 141
Аннотация

В статье исследуется вопрос аутентификации договора о реализации туристского продукта в рамках сложившихся гражданских правоотношений. Оказывающий влияние на логистику и являющийся одной из высокодоходных отраслей экономики туризм — неотъемлемая часть хозяйственной деятельности Российской Федерации. Актуальность работы определяется тем, что дискуссия о правовом регулировании оказания туристских услуг в науке достаточно молода. Устранение экономических неурядиц девяностых выводит понимание значения туризма в стране на иной уровень, требующий соответствующего нормативного регулирования. Чувствуется необходимость как в государственных механизмах стабилизации исследуемой области общественных отношений, так и в должном вмешательстве диспозитивных начал гражданского права. Отраслевой закон за тридцатилетие упорядочения сферы туризма претерпел немало изменений на фоне растущих туристских потоков. По-прежнему несовершенен понятийный аппарат, отсутствует единый подход к вопросу туристского правоотношения, имеет погрешности гражданско-правовая защита потребителей, участвующих в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг. Нормативное регулирование процесса реализации туристского продукта имеет дело с особой конструкцией соглашений, позволяющих туристу и контрагенту выбирать лучший вариант договорного оформления отношений. Согласно же законодательству, изучаемый договор — соглашение, по которому профессиональный субъект туристской деятельности обязуется оказать целевой комплекс туристских услуг заказчику, обязующемуся его оплатить.

48-55 125
Аннотация

В статье приводятся и анализируются проблемы, связанные с развитием патентного права. Развитие системы патентов в России позволит оказать положительное влияние на экономический рост и обеспечит определенную автономность в экономической сфере. Актуальность данной проблемы связана с бурным технологическим развитием других государств. Автором приводятся три основные причины слабого развития патентной сферы в Российской Федерации: интеллектуальная миграция, несовершенство правового регулирования патентного законодательства и проблемы, связанные с правовой защитой патента, в частности с судебной защитой патентных прав. Автором анализируется опыт зарубежных стран в решении проблемы оттока человеческого капитала и оценивается возможность применения различных подходов в решении данной проблемы в Российской Федерации. Автор приходит к выводу о том, что данные подходы не могут быть в полной мере использованы в России на данный момент, в связи с чем необходимо кардинальное изменение экономической ситуации в государстве. Несовершенство правового регулирования связано с относительно недавним введением закона, регулирующего патентное право, а также с малым количеством выработанной практики по данному законодательству, поэтому масштабные изменения в законодательстве автором не предлагаются, однако корректировки в некоторых областях патентного законодательства необходимы. Также обозначена проблема судебной защиты патентных прав, связанная с большой нагрузкой судов вследствие большого количества дел, в связи с чем одним из возможных решений проблемы предлагается изменение механизма досудебного порядка урегулирования споров.

56-61 76
Аннотация

Статья посвящена административной ответственности за нарушения законодательства о банкротстве. В работе рассматриваются основные типы нарушителей, которые подлежат административной ответственности. Особое внимание уделяется классификации нарушений законодательства о банкротстве, а также определению мер административной ответственности, применимых к лицам, допустившим такие нарушения. В статье проводится подробное рассмотрение санкций, предусмотренных законодательством, и их эффективности в предотвращении нарушений в сфере банкротства. Особое внимание уделяется такому виду административного наказания, как дисквалификация. Проводится сравнение отечественной санкции с ее аналогами в Германии и США, в результате которого делается вывод о необходимости изменения подхода к санкции, применяемой в РФ. В статье анализируется действующее законодательство, постановление Конституционного суда и судебная практика, выявляя недостатки и противоречия в законодательстве, касающемся административных правонарушений в сфере банкротства. Автором вносятся собственные предложения по внесению изменений в ст. 2.9, 14.12–14.14 КоАП РФ, которые могли бы сделать отечественное законодательство более эффективным в сфере регулирования отношений, связанных с совершением нарушений законодательства о банкротстве.

МИР

62-67 63
Аннотация

Изменение климата на планете является еще одним фактором появления природных катастроф, в результате которых наносится ущерб населению, объектам экономики и транспорта, разрушается инфраструктура городов и населенных пунктов. Особенно от этого страдают развивающиеся страны. В настоящее время международное сообщество достигло определенного консенсуса в отношении потерь и ущерба из-за изменения климата. Автором показано, что практическая дилемма в выявлении ответственности за ущерб в связи с потерями, вызванными изменением климата, заключается в том факте, что ряд международных договоров об изменении климата, таких как Рамочная конвенция ООН об изменении климата, не разъясняют правовую основу для компенсации. Имеются определенные трудности с определением субъекта ответственности, отсутствием обязательного механизма возмещения ущерба. В статье показано, что направлением решения данной проблемы является выделение обязательного механизма ответственности, прежде всего развитых стран перед развивающимися, а также пересмотр механизма формирования климатических фондов.

68-74 75
Аннотация

Статья является попыткой исследовать проблему мобилизации русских эмигрантов во французскую армию в годы начала Второй мировой войны. В 1939 г. во Франции с началом войны было мобилизовано несколько тысяч русских эмигрантов, большинство из которых не имели французского гражданства и находились во Франции в качестве лиц без гражданства (апатридов). Это стало возможным благодаря принятию во Франции нескольких правовых актов, связанных с законом о призыве в армию. По ним молодые люди, не имеющие гражданства, но проживающие во Франции, должны были призваться в армию страны вместе со своей возрастной группой. Так, декрет от 12.04.1939 уравнял некоторые категории иностранцев, проживавших во Франции, к самим французам в вопросе воинской повинности и касался иностранцев, которые обосновались во Франции давно, и тех, кто приехал недавно. Вступление в силу этого положения вызвало большую критику со стороны русских эмигрантов. Несмотря на это, Франция всё же подтвердила свое намерение призывать на свою военную службу лиц, не имеющих гражданства. Таким образом, во время начала Второй мировой войны во французской армии оказалось немало в будущем известных русских эмигрантов, некоторые из которых стали участниками французского движения Сопротивления. Быстрое поражение Франции негативно повлияло на будущие оборонческие силы русского зарубежья, которые могли бы оказаться во французском Сопротивлении, если бы не оказались в немецком плену.

75-82 139
Аннотация

В статье анализируются особенности международно-правового регулирования медико-биологических исследований с участием человека. Особое внимание уделяется Нюрнбергскому кодексу 1947 г., Женевским конвенциям 1949 г. и Дополнительному Протоколу 1977 г., Хельсинской декларации 1964 г. Данные международные документы отразили постепенное оформление принципов, обеспечивающих права испытуемых. Отмечается, что бесчеловечные эксперименты над людьми, грубейшее нарушение абсолютного права человека на защиту от пыток, жестокого, унижающего достоинство обращения и наказания стали предметом всеобщего рассмотрения после Второй мировой войны и стали основанием для появления в международных документах концепции «добровольного согласия лица, вовлеченного в медицинский эксперимент». Автор приходит к выводу о том, что правовое регулирование медико-биологических исследований с участием людей прошло длительный период становления и продолжает свое развитие. Последняя судебная практика свидетельствует о том, что проведение незаконных экспериментов над людьми по-прежнему остается общественно значимой проблемой. Более того, ввиду научно-технического прогресса, который в настоящее время достиг небывалых высот и возможностей, совершенствование механизмов по защите прав человека в области медико-биологических исследований приобретает особую актуальность.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

83-88 54
Аннотация

В статье представлено авторское ви́дение роли и места нравственных элементов в институте русского подданства. На примере исторических нормативных актов и конкретных случаев вступления в русское подданство доказывается, что подданство, хотя и выступало правовым институтом, но имело существенное морально-этическое содержание. В основу такого вывода положен прежде всего анализ текстов присяги, которая давалась при принятии русского подданства. В частности, она содержала основные обязанности, добровольно признаваемые новыми подданными. Отмечается, что ключевой обязанностью подданного выступало следование нравственной категории «верность». В свою очередь, русское государство, опираясь на православную доктрину, обеспечивало новым подданным защиту и покровительство. В заключение делается вывод о том, что современное российское государство заинтересовано в увеличении численности своего населения за счет людей, осознанно связывающих свою жизнь с нашей страной и готовых искренне работать для ее блага. Со своей стороны оно готово предоставить им защиту и покровительство. В связи с этим как пример удачной рецепции отечественного исторического опыта в правовую систему оценивается введение в федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» норм, которые предусматривают клятву при вступлении в российское гражданство. Такая клятва не носит религиозного характера, как это было исторически, что вполне обоснованно с учетом светского характера государства, декларированного в Конституции Российской Федерации. Однако в основу современной концепции гражданства так же, как и в прошлом, закладываются нравственные императивы.

89-93 107
Аннотация

В статье рассмотрены правовые основы организации местного управления, закрепленные Положением о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. Анализируя структуру земских учреждений, в работе определяется, что они создавались на уездном и губернском уровнях. Во всех губерниях и уездах создавались земские собрания и управы. Формировались собрания населением уезда и губернии, в которых на основе куриальной системы проводились выборы. Безусловно, к сильной стороне формирования корпуса гласных относилась дифференциация, которая применялась при организации выборов. Так, для землевладельцев и городских жителей был введен имущественный ценз. В свою очередь, для сельской курии вводился многоступенчатый порядок посредством института выборщиков. Тем самым сто́ит подчеркнуть комплексный характер реформ императора Александра II, и в работе делается вывод о связи реформы по отмене крепостного права 1861 г. и Земской реформы. Особо сто́ит подчеркнуть и связь Земской реформы с Судебной реформой, в соответствии с которой избрание мировых судей было отнесено к компетенции уездного земского собрания. В статье анализируются предметы ведомства и пределы власти земских учреждений, которые закреплены в третьей главе Положения. К компетенции формирующихся органов были отнесены вопросы, относящиеся к местным нуждам каждого уезда и губернии, что имеет особое значение для системного развития страны, для преодоления разрыва между центром и регионами. В статье рассматривается порядок функционирования земских учреждений, а именно: организация проведения собраний, их кворум, работа управ. Положением предусмотрена отчетность и ответственность земских учреждений. В целом подчеркивается прогрессивный характер Земской реформы 1864 г., которая явилась своеобразной политической школой на местах и способствовала становлению и развитию гражданского общества.

94-99 174
Аннотация

В центре внимания настоящей публикации находятся проблемы конституционного строительства в истории советского государства. В основу исследования положена Конституция СССР 1936 г. как правовой источник, содержание которого по настоящее время привлекает внимание специалистов и порождает различные оценки данного правового памятника. В статье анализируются особенности правовых норм Конституции СССР в контексте политического развития советской страны в 30–50-е гг. XX в. Особое внимание уделено оценке декларативной природы отдельных норм права. Отмечается определенная взаимосвязь между понятиями «декларативные нормы права» и «конституционные ценности». Автор при этом обращает внимание на заимствование советским конституционализмом опыта государственно-правовых преобразований в Европе периода Великой французской революции. Именно Франция способствовала широкому распространению документов-деклараций, которые ложились в основу конституций противоборствующих политических сил и отражали их программные установки. Нельзя не отметить и того факта, что одним из источников Конституции СССР 1936 г. выступила Веймарская Конституция 1919 г. в Германии, прежде всего в части декларирования прав и свобод граждан. Актуальность историко-правового анализа советской Конституции 1936 г. видится в том, что в научной литературе не сложилось единого подхода в толковании содержания декларативности конституционных норм. Правоведы наряду с декларативными нормами права выделяют целевые нормы, нормы-принципы, нормы-дефиниции, что усиливает разночтения и практически лишает нормы-декларации содержания. В исторических исследованиях, напротив, декларативность Конституции СССР рассматривается с позиции нереализованности ее правовых норм в реалиях политического строя периода сталинизма. Можно встретить утверждения, что именно Конституция 1936 г. способствовала оформлению режима, основанного на единовластии и беззаконии («репрессивный конституционализм», «номинальный конституционализм»). Однако необходимо иметь в виду, что правовой и исторический анализ Конституции опираются на разные методологические подходы, это и обуславливает наличие в научном пространстве отличных оценок политико-правового значения Конституции СССР 1936 г. для истории развития российской государственности.

ИМЕНА

100-107 95
Аннотация

В статье рассмотрена эволюция воззрений П. И. Новгородцева в послереволюционный период на государственно-правовой образ будущей России. На смену изначальной убежденности в необходимости сохранения в стране конституционной дуалистической монархии пришла вера в возможность установления республиканской формы правления, далее, в период Гражданской войны, ученый уже считал возможным наведение порядка в стране лишь путем конституционной (ограниченной) диктатуры бонапартистского типа. Череда событий, вызванных русско-японской войной 1904–1905 гг., первой русской революцией, не изменила взгляды П. И. Новгородцева об утверждении идеального права и правового государства в России. Однако события революции 1917 г., усиление социального кризиса и жестокость гражданской войны привели ученого к принятию необходимости временного отказа от демократических ценностей. С начала 1917 г. П. И. Новгородцев всё более тесно контактировал с представителями правого лагеря, что повлияло на деформацию его правосознания. В эмиграции ученый стал выразителем идей той части русской интеллигенции, которая включала в себя умеренных монархистов и правых кадетов. В заключение настоящей работы дается общая оценка эволюции государственно-правовых воззрений юриста.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-2472 (Online)