Preview

Российское право онлайн

Расширенный поиск
№ 3 (2023)
Скачать выпуск PDF

ТЕНДЕНЦИИ

5-10 172
Аннотация

Статья посвящена исследованию вопросов государственного суверенитета в современном дискурсе о проблемах безопасности и национальной идентичности. Переосмысление базовых положений государственно-правовой науки обусловлено развитием новых цифровых технологий и формированием наряду с территорией и населением, привязанным к территории, виртуального пространства, которое расширяется по мере развития новых информационных технологий и превращения их не просто в общедоступные, а в постоянные и необходимые средства социального взаимодействия. В статье рассматриваются понятия «суверенитет» и «безопасность», которые строятся, опираясь на идею государственного единства, что необходимо для многонационального государства. Российское государство, сформировавшееся в результате переработки европейской и азиатской идеологии, стало носителем особого ДНК-кода. Стремление достичь баланса индивидуального, частного и социального, общественного — это то, что необходимо современному российскому обществу, которое находится в условиях социально-экономического давления. Достижение указанного баланса возможно только с учетом современных условий научно-технического развития с одновременным обращением к исторической памяти, к тем идеям, которые психологически близки российскому народу. Автор полагает, что трансформация понятий «суверенитет» и «безопасность» состоит в расширении их содержания, так как безопасность и государственное единство становятся неотъемлемыми признаками государственного суверенитета наряду с независимостью и самостоятельностью государственной власти. При этом в рамках безопасности наибольшую актуальность приобретает информационная безопасность, так как информация и информационные технологии, в гонке за которыми находятся многие государства (природные ресурсы — это лишь средства для усовершенствования новых технологий), стали определяющим фактором государственного развития.

11-24 1030
Аннотация

В данной статье автором предпринимаются попытки раскрыть проблемные вопросы необходимости эффективного регулирования отношений с использованием искусственного интеллекта. Рассматриваются законодательное и теоретическое понимание содержания понятия искусственного интеллекта, превалирующие в российской и иностранной юридической литературе подходы и характеристики, а также выявляются некоторые проблемы отставания отечественной отрасли от общемировых показателей по развитию искусственного интеллекта. Делается попытка определить методологию исследуемого феномена. Предлагается ввести специальный правовой режим, предполагающий совместное регулирование отношений с использованием искусственного интеллекта. Подчеркивается, что новые формы общественных отношений необходимо умело встраивать в существующую матрицу, не допуская введения разнородных понятий, размывающих предмет, метод и систему. Анализируются позиции отечественных и иностранных судов. Вместе с тем в рамках исследования были проанализированы отдельные теоретические и практические аспекты, показавшие «болезненность» данной темы. Выявлен круг проблем коллизионного характера, решение которых возможно только при условии надлежащей квалификации и научного осмысления общественных отношений. Разработаны конкретные предложения по совершенствованию законодательства в области способов взаимодействия с должниками. Изучены основные подходы к целесообразности предоставления искусственному интеллекту статуса субъекта или объекта правового отношения. Выводы и положения, отраженные в данном исследовании, содержат авторское ви́дение проблемы и предложение о разработке новой научной юридической категории «инновационный потенциал права». Акцентируется внимание на необходимости разработки специального федерального закона, регулирующего отношения с использованием искусственного интеллекта, прежде всего закрепившего бы соответствующий понятийно-категориальный аппарат, а также формулируются его возможные структурные элементы.

РАКУРС

25-32 87
Аннотация

Статья посвящена исследованию исторической эволюции третейского разбирательства как одного из методов разрешения споров. В материале подробно рассматриваются истоки и развитие третейского судопроизводства, а также доказывается, что институт третейского разбирательства появился задолго до возникновения государственных судов. Рассматривается роль третейских судов в античных цивилизациях, их влияние на средневековую систему юстиции и переход к современному разрешению споров. Особое внимание уделяется влиянию рецепции римского права на развитие третейских судов. Автор опровергает заблуждение о слабом развитии института в период феодализма на примере двух ключевых государств: Англии и Франции. Отдельно изучается эволюция арбитража в России. Сравнительно-правовой анализ рассматриваемых государств демонстрирует, что третейское разбирательство имело свое развитие в различных контекстах. В статье изучаются и рассматриваются факторы и причины, негативно или позитивно повлиявшие на развитие арбитража. Производится анализ нормативных правовых актов, относящихся к рассматриваемому институту. Автор заключает, что единственным принципиальным врагом существования и процветания третейских судов является сильная и централизованная государственная власть. Формулируется вывод о том, что третейское разбирательство оказалось неотъемлемой частью разных культур и правовых систем на различных этапах истории. Это разнообразие было обусловлено общими закономерностями, но каждое общество придавало этому институту свой собственный характер и традиции, которые проявлялись в формах и методах работы третейских судов.

33-36 86
Аннотация

Арбитражные суды являются важным инструментом в обеспечении правового режима для сделок и споров в мировой экономике. Они являются независимыми и нейтральными органами, которые рассматривают споры между сторонами и принимают окончательные решения. При этом арбитражные суды стараются урегулировать споры быстро и эффективно, что помогает развитию бизнеса и привлечению инвестиций. Зарубежный опыт деятельности арбитражных судов может пригодиться для улучшения работы арбитража в России. Миф о высоких издержках и сложности процедуры арбитража на Западе давно развеян. На самом деле, арбитраж во многих странах считается более эффективным, экономически эффективным и быстрым способом разрешения споров по сравнению с судами общей юрисдикции. Одна из ключевых особенностей западных арбитражных судов — применение права, специализированного для разрешения определенных видов споров. Это позволяет судьям иметь глубокое понимание процессов, бизнеса и специализированной правовой практики, что существенно ускоряет процедуру рассмотрения дел. В данной статье мы рассмотрим зарубежный опыт работы арбитражных судов в различных странах. Представим основные принципы, на которых строится их работа, и выделим лучшие практики, которые можно использовать для улучшения работы арбитража в России.

РОССИЯ

37-43 133
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с историей возникновения преюдиции. Ретроспективный анализ института преюдиции, начиная с Древнего Рима, по мнению авторов, позволяет дать ответ на вопрос необходимости наличия института административной преюдиции. Рассматриваются вопросы функционирования правового института административной преюдиции, проведено исследование содержания самого категориального аппарата в его эволюции. Рассмотрен вопрос, связанный с межотраслевым характером преюдиции, рассматривается сущность преюдиции и ее место в системе права России в наше время. Авторами затрагивается вопрос, связанный с существованием преюдиции в приговорах, вынесенных с учетом процедуры сокращенного дознания. Проводится анализ процедуры сокращенного дознания, рассматриваются проблемы процедуры сокращенного дознания. Сегодня нет, не существует однозначного мнения при ответе на вопрос, связанный с допустимостью проведения проверки решения, вынесенного ранее другим судом, также не существует однозначного ответа на вопрос, связанный с преюдициальностью решения суда по гражданскому делу и его конкуренции с экспертизой в уголовном судопроизводстве. Приводится авторская позиция касаемо существования преюдиции в системе российского права на сегодняшний день, проводится анализ нормативных правовых актов, в которых преюдиция была отражена. Авторы считают, что исследование вопроса целесообразности существования института преюдиции и эволюции данного понятия представляет собой практическую значимость в деле подготовки будущих юристов.

44-48 71
Аннотация

Биржевая торговля является результатом эволюционного развития оптовой торговли, в частности ярмарочной деятельности. На современном этапе биржа выступает одним из главных инструментов финансового рынка, обеспечивающего стабильное функционирование и развитие экономики. В современных условиях происходящие экономические изменения в России на фоне санкций со стороны стран Западной Европы и США и ухода большого количества иностранных компаний с рынка привели к неблагоприятным процессам в экономике страны. Поэтому именно государственным органам власти отводится главная роль в нивелировании негативных последствий в сфере торгово-экономических отношений, поиска различных методов, направленных на поддержку финансового благосостояния страны в условиях нынешнего кризиса. Цель исследования— выявить закономерности в развитии и формировании биржевого законодательства на основе изучения особенностей государственно-правовых основ функционирования банковской торговли в ее исторической ретроспективе. Государственно-правовая регламентация биржевых отношений исследуется с позиции историко-правового метода в юриспруденции. Автором на основе изучения правового регулирования биржевой торговли выявлена двухуровневая система законодательства биржевой деятельности — общегосударственный уровень и посредством биржевых уставов. На протяжении исследовательского периода законодатель, несмотря на различные проекты, так и не принял единый нормативный правовой акт касательно биржевой торговли, ограничился различными правилами для восполнения пробелов в данной сфере. Биржевые уставы регулировали права и обязанности субъектов биржевых отношений, органы и правила биржевой торговли. Делается вывод о недостаточном правовом регулировании государством биржевой торговли, об отсутствии единой политики, направленной на поддержание бирж в условиях роста капиталистических отношений.

МИР

49-54 54
Аннотация

В статье приведены основные результаты научного исследования основополагающих правовых и организационных подходов к вопросам развития и совершенствования инструментов международной спортивной дипломатии (МСД) в современных условиях неблагоприятного влияния международных спортивных санкций, оказываемых на Россию, а также не самым позитивным образом отражающихся на КНР, являющейся стратегическим партнером нашей страны. В процессе проведения исследования были определены основные механизмы правового обеспечения спортивной дипломатии, реализуемые на международной арене, прежде всего в формате Целей развития тысячелетия ООН, реализующих возможности использования спорта в качестве основного инструмента содействия достижению такого рода целей, в том числе интеграции спорта и физической активности в международных и внутренних стратегиях и планах развития, реализуемых государствами — членами этой универсальной организации. На основе опыта ряда индустриально развитых стран мира были выявлены оптимальные подходы правового регулирования методов спортдипломатии. Определено, что методика правореализации МСД, реализуемая Россией и КНР, во многом совпадает, но требует своего развития и внедрения новационных методов правового регулирования в указанной сфере. Проанализированы основные недостатки правового регулирования вопросов судейства в отношении российских и китайских спортсменов на крупных спортмероприятиях олимпийского уровня, а также правовые подходы к вопросам медиаобеспечения спортмероприятий, способствующих продвижению целей России в спортсфере. Внесены предложения по совершенствованию правового регулирования методов МСД не только на российском национальном уровне, но и в формате региональных международных организаций, прежде всего БРИКС и ШОС, что особенно важно в современных условиях формирования новой полицентристской системы.

55-60 290
Аннотация

Статья посвящена Конституционной хартии Пруссии 1850 г. и последствиям ее создания. В материале рассматриваются причины и условия принятия данного акта, затрагиваются основные цели законодателя. Автор приходит к выводу о том, что подлинной целью создания прусской конституции стало снятие социальной напряженности и устранение политической нестабильности, которые возникли в стране после Мартовской революции 1848–1849 гг. Также автором были изучены основные характеристики полицейского государства. В целом к ним можно отнести высокий уровень контроля над населением со стороны государства, а также ограничение прав и свобод граждан. В статье проанализировано общее содержание Конституционной хартии. Предполагается, что, несмотря на внешне демократическое содержание, декларацию широкого ряда прав и свобод граждан, установление строя конституционной монархии с социальным представительством, конституция оказала существенное влияние на укрепление режима полицейского государства в Пруссии XIX в. Демонстрируются конкретные механизмы и средства, способствовавшие этому, к числу которых относятся юридические возможности ограничения прав и свобод граждан и фактическая концентрация всей полноты власти в руках монарха. Автором выдвинута позиция о значительном влиянии Конституционной хартии на мировой и национальный конституционализм благодаря юридическому закреплению развитых демократических институтов. Формулируется вывод о том, что именно режим полицейского государства позволил Пруссии одержать победу над Австрией в борьбе за главенствующую роль в объединении Германии, поскольку он способствовал устранению политической нестабильности и ликвидации кризиса власти в стране.

61-74 91
Аннотация

В статье показано, что, в отличие от закона, обычай в большинстве современных конституций не назван в качестве источника национального права. Тем не менее согласно законам, особенно в сфере гражданского права, роль обычая как источника национального права традиционно поддерживается. В этом контексте в статье анализируется значение используемых в документах и в научно-правовых исследованиях терминов «обычай», «правовой обычай», «обычное право»; рассматривается, почему в одном случае общая практика квалифицируется в качестве обычной нормы национального права, а в другом — нет. Приведены различные определения данных понятий, предложенные правоведами, как отечественными, так и зарубежными. Представлена характеристика природы обычая в правовой системе Российской Федерации, с учетом того, что в ее действующей конституции «обычай» (или «правовой обычай») не назван в числе источников права, но роль обычая в гражданском праве, например, сохраняется. В формате сравнительно-правового анализа изложена роль обычая в ряде стран (при этом в качестве case-law предложена характеристика обычая в праве Великобритании, где обычай издавна признается источником права), при сопоставлении значимости обычных норм в иерархии источников национального права в странах Шанхайской организации содружества. В заключении предложены некоторые теоретические обобщения по данной теме.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

75-78 72
Аннотация

Кафедра истории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в этом году отмечает свой юбилей. 27 августа 2023 г. исполнилось 70 лет с того дня, как приказ по Министерству культуры СССР № 1501 выделил ее в отдельное структурное подразделение ВЮЗИ. В течение всех этих лет кафедра истории государства и права в рамках собственной историко-правовой школы создает неординарные и ставшие уже классическими государственно-правовые концепты. И в этот знаменательный для кафедры истории государства и права год хочется обратиться к сакральному для любого историка права вопросу об историко-правовой науке, ее неких характеристиках, особенностях, месте в современной российской юриспруденции.

79-88 51
Аннотация

В статье описан методический опыт использования англоязычных образовательных платформ в научно-образовательном векторе российского юридического вуза — в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) — как инструмента новизны, актуальности и стимулирования продуктивности для научных компаративистских исследований различных участников правового дискурса и для их профессионального роста. В качестве примера автор статьи выбрала две англоязычные интерактивные образовательные платформы: www.lawshelf.com и www.edx.org, благодаря которым в онлайн-формате можно погрузиться в разнообразные отрасли права англоязычных юрисдикций, расширять терминологический аппарат исследователя по интересующим отраслям права, успешно и продуктивно участвовать в научной жизни вуза, быть активным участником научной сферы на международной арене, уметь как письменно, так и устно доносить свои научные взгляды и идеи на английском языке, увеличивать как индивидуальную публикационную активность и научную продуктивность, так и вуза в целом. В статье также акцентируется важность умения работать с различными требованиями цитирования английских и американских правовых школ в зависимости от целей исследования и места публикации (по системам Гарварда, Оксфорда, Чикаго) для экологии культуры научной речи, избегания загрязненности научной речи и лингводигрессии. Научные школы университета и студенческие научные кружки представлены как элементы лингвоэкологического мониторинга — системы контроля за состоянием научной лингвосферы правового дискурса и ее отдельных участков, а также трансляции научной культуры профессиональной коммуникации и мотивационной ниши публикационной активности и продуктивности всех участников правового дискурса.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-2472 (Online)