Preview

Российское право онлайн

Расширенный поиск
№ 4 (2022)
Скачать выпуск PDF

ТЕНДЕНЦИИ

5-9 75
Аннотация

Статья посвящена историко-правовым аспектам территориального развития Российского государства, в частности территориальному развитию СССР в период 1936–1947 гг., включающий предвоенный период эскалации конфронтации в мире, непосредственно начало Второй мировой войны (и сопутствующих ей конфликтов), вступление в нее СССР, окончание войны и первые послевоенные годы, когда территориальные изменения получили юридическое оформление. Анализируются конституционно-правовое регулирование вопросов территории в СССР в условиях Второй мировой войны, усилия Советского государства для интеграции и защиты территорий, а также их социально-экономического, в том числе промышленного, развития. Мировая война охватила многие страны, но при этом национальная наука каждой страны исследует проблемы, в том числе мировые явления, прежде всего с позиций истории своей страны. В данном исследовании предпринята попытка государственно-правовой оценки ответов Советского государства и общества на вызовы середины прошлого века и возможности использования историко-правового опыта в современных условиях. И в середине прошлого века, и сегодня конфронтация между странами, их союзами, социальными группами достигала максимума. Не менее серьезным вызовом для Российского государства остается проблема ускорения технологического развития, импортозамещения, роста производственного потенциала. В прошлом веке наша страна справилась со всеми вызовами, но они возникли вновь. И все же автор полагает, что сложившаяся в современном мире глобальная нестабильность стимулирует исследовательскую активность по осмыслению исторических событий двух мировых войн с целью объединения усилий экспертных сообществ разных стран для снижения рисков эскалации третьей мировой войны.

10-17 183
Аннотация

В статье предпринята попытка осуществить анализ такого социального явления, как «украинский радикальный национализм», выявить его корни, определить, что он представляет собой сегодня и насколько является опасным и разрушительным не только для Украины, но и для всего мирового сообщества завтра. Последние события в стране (2014–2022 гг.) показали, что украинский радикальный национализм по цели, задачам и методам их реализации практически является неонацизмом. В статье акцентируется внимание на том, что в основе идеологических установок украинского неонацизма лежат ошибочные, ущербные ценности и идеалы, последние являются не только неосуществимыми априори, но вообще выходят за пределы исторической правды, формальной логики и здравого смысла. Особая опасность украинского неонацизма заключается в том, что сегодня он стал воинствующей, человеконенавистнической сверхидеологией, которой пронизываются все сферы жизнедеятельности человека — политика, экономика, право, мораль. В результате этого Украина превратилась в террористическое государство с далеко идущими негативными последствиями не только для нее самой, но и для всего мира в целом: она на практике показывает европейским неонацистам, что «коричневый» реванш возможен и можно дальше двигаться по этому пути. В связи с вышесказанным российской патриотически ориентированной интеллигенции также следует обратить внимание на свою пока еще «дремлющую» пятую колону и вовремя выработать и осуществить эффективные меры противодействия этому опасному явлению. Для достижения поставленной в статье цели были использованы документы, которые ранее не освещались в широкой печати и не были представлены научной общественности.

РАКУРС

18-25 182
Аннотация

Среди приемов юридической техники большое значение имеют презумпции и фикции, являющиеся как с точки зрения теории, так и с позиции практики относительно самостоятельными приемами юридической техники в системе права, способами единообразного правового регулирования. Положения современной правовой доктрины о сущности презумпций имеют содержательную тождественность с положениями римского права в этой сфере. В отличие от фикций, правовые презумпции являются определенными фактами. В таком контексте абсолютные презумпции воспроизводятся в фактах, которые не требуют доказательств в соответствии с их объективным характером. Автор указывает на наличие в презумпции признаков нормативности, благодаря чему она может реально влиять на развитие общественных отношений. Тем не менее этот признак проявляется слабее, чем аналогичный признак правовой нормы. Роль правовых презумпций состоит в том, что они помогают глубже выяснить влияние и значимость других правовых предписаний, устраняют неопределенность и являются объединяющим звеном при применении норм права. При этом презумпции выступают как правовые предписания особого типа. Фикции также были широко распространены в римском праве. Новые юридические положения, не находящие понимания и поддержки, маскировались претором и подгонялись под старые действующие нормативные положения. Результат достигался искусственным и косвенным путем с помощью фикций. В настоящее время роль правовой фикции состоит в том, чтобы преодолеть невосполнимую неизвестность в сфере правового регулирования общественных отношений.

26-32 74
Аннотация

В последнее десятилетие деятельность антимонопольных органов подвергается значительной критике. Нормы о запрете злоупотребления доминирующим положением являются основополагающими в антимонопольном законодательстве, что актуализирует рассмотрение данной проблематики. Исследуется оценка законодательных норм с точки зрения эффективности их применения в решениях судов и антимонопольных органов. Критериями исследования законодательных норм выступают их полезность, экономичность реализации и единообразие практики применения. На основе анализа нормативных правовых актов, судебной практики, практики антимонопольных органов и доктрины автор выделяет ряд трудностей в правоприменении действующего антимонопольного законодательства в Российской Федерации. Одной из ключевых проблем является увеличение бремени доказывания для антимонопольных органов, что снижает эффективность применения данных норм. Более того, отсутствие единообразия решений судов, антимонопольных органов, постановлений Верховного Суда РФ и ФАС России приводит к сложностям в толковании норм и их применении в последующих делах. В статье отмечается снижение эффективности норм ввиду их чрезмерной детализированности нижестоящими актами, что приводит к размытому пониманию антимонопольных норм. Анализ показал, что законодательство и система антимонопольных органов не достигли результатов, которые изначально ставились перед ними. Автор рассматривает существующее положение и приходит к выводу о необходимости реформирования норм конкурентного права. Вопрос не раз поднимался на международных форумах и конференциях и является актуальным до сих пор. Автор предлагает варианты улучшения действия антимонопольных норм, в числе которых идеи консолидации сложившейся практики судов и антимонопольных органов и возможность имплементации зарубежных конструкций в российскую правовую систему.

33-37 81
Аннотация

Целью статьи является подробный анализ несостоятельности (банкротства) согласно законодательным актам Российской Федерации. Указанные понятия нельзя считать окончательно сложившимися, что затрудняет формирование как знаний, так и механизмов, подвергающихся постоянным качественным преобразованиям. Более того, рассматриваются основополагающие черты такого института, как несостоятельность (банкротство) юридических лиц, описывается его значимость для экономической составляющей государства, раскрываются полное понятие, его признаки, в том числе разбирается порядок признания юридического лица банкротом, приводящий к эффективному использованию этого правового инструмента для урегулирования долгов в пользу сторон судебного разбирательства. В современных реалиях несостоятельность является неизбежным условием и фактором развития рыночных отношений, вследствие чего появляется необходимость в более детальной и высококачественной проработке защиты прав сельскохозяйственных организаций на законодательном уровне. Отсутствие стабильного экономического оборота, эпидемиологическая ситуация, которая напрямую влияет на развитие бизнеса, санкции со стороны ряда зарубежных стран, закрытие многочисленных рынков сбыта — все это способно привести данный вид организационной деятельности к несостоятельности и невозможности исполнения требований кредиторов как в срок, так и в полном объеме. В связи с этим в экономическом пространстве возникает острая проблема обеспечения должного регулирования отношений, проявляющихся при несостоятельности юридических лиц, а также в разработке особых усовершенствованных мер и средств, которые способны защитить права и интересы должников гражданского оборота в сельскохозяйственной сфере.

38-44 93
Аннотация

В статье дается характеристика нового специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». Приводится анализ положений Федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Автоматизированная упрощенная система налогообложения”». Проанализированы проблемы, которые могут возникать на практике в связи с применением налогоплательщиками нового налогового режима. По результатам исследования автором сделан вывод об изменениях во взаимоотношениях налоговых органов и предпринимателей, которые повлекут за собой применение Автоматизированной упрощенной системы налогообложения. Сегодня как никогда актуальна проблема поддержки российских предпринимателей. И это стало национальной целью и стратегической задачей, поставленной Президентом РФ перед Правительством РФ. Одной из мер, направленных на содействие бизнесу, является разработка и введение нового налогового режима, который предстоит протестировать организациям и индивидуальным предпринимателям. Изучив особенности Автоматизированной упрощенной системы налогообложения и проанализировав практику ее применения, законодатель впоследствии сможет совершенствовать новый налоговый режим, внося в него необходимые коррективы.

45-50 66
Аннотация

Опыт деятельности по предупреждению и ликвидации последствий природных катастроф показал, что существует масса пробелов в действующим законодательстве. Посмотрим на эту проблему внимательней. В статье автор обосновывает необходимость совершенствования нормативной правовой базы предупреждения и смягчения последствий стихийных бедствий. Приведен подробный анализ нормативной базы США в данной области, прежде всего детально рассмотрен Закон Стаффорда об оказании помощи при стихийных бедствиях и в чрезвычайных обстоятельствах. После объявления о крупном стихийном бедствии федеральное правительство может предоставить финансовую помощь штатам, населенным пунктам и отдельным лицам, а также выделить средства для смягчения последствий будущих бедствий. Этот гибкий и ориентированный на перспективу подход к оценке рисков имеет дополнительное преимущество в обеспечении финансирования в случае стихийных бедствий для смягчения последствий и подготовки к такому медленно развивающемуся бедствию, как повышение уровня моря, которые в противном случае не были бы охвачены традиционным реагированием на стихийные бедствия в соответствии с Законом Стаффорда.

РОССИЯ

51-57 120
Аннотация

Испокон веков структура государства как одного из основных общественных институтов постоянно развивалась, подстраивалась под существующие мировые тенденции и формировала свои уникальные пути развития. В истории любого государства существуют важные этапы, которые делили жизнь в стране на до и после. В истории России одним из основных поворотных моментов историками принято считать петровские преобразования. В данной статье раскрываются основные причины выбранного Петром Великим пути, затрагивается политическая ситуация в стране, технологическое отставание и правовое «голодание», которые привели к масштабному переделу всего существующего в стране порядка. Автор ищет ответ на вопрос, почему же ключом к изменениям укладов послужило Великое посольство, когда окончательно был выбран путь западного развития и смогли ли принятые в тяжелых условиях законы изменить Российскую империю в лучшую сторону. Обстоятельства того времени требовали незамедлительных перемен, возможности устаревшей политико-правовой системы не могли себе позволить реализовать масштабные планы своего правителя. Правители России долгое время пытались выйти к Балтийскому морю, это была одна из важнейших стратегических и экономических задач страны на протяжении нескольких веков. Для реализации этих планов Петр I должен был вступить в войну со Швецией, но, хотя экономических ресурсов у страны было вполне достаточно, технологии мореходства и вооружения оставались на низком уровне. Тогда будущий император примет серьезное решение и сделает ставку на западных специалистов, чье мастерство было знакомо ему еще с детства. Так, дальнейший скачок развития России будет сделан именно в сторону Запада, изучение этих процессов и четкое понимание взаимосвязей крайне важно для обоснования сделанного выбора, что позволяет лучше понимать связь России с Западом, которая зародилась и крепко устоялась еще столетия назад.

58-65 106
Аннотация

В статье представлен историко-правовой анализ основополагающих законов в области фабричного законодательства Российской империи 1882–1917 гг. Автором выделена значимость формирования российского фабричного законодательства как в контексте социально-экономического развития России в последней четверти XIX в. — первой четверти XX в., так и в рамках общемировых тенденций в сфере рабочего законодательства. Фактором формирования фабричного законодательства как в России, так и в Европе стали масштабные выступления рабочих, влияющие на общественный порядок и требующие решения определенных вопросов.

Автор дедуцирует: создание института фабричного законодательства являлось частью модернизации социально-экономического строя России, проходившей в непрерывной связи с процессами преобразований, затронувших всю Европу. Государственная власть стремилась удовлетворить интересы предпринимателей и рабочих в условиях ширящейся индустриализации и фактического отсутствия четкой правовой регламентации тех или иных аспектов в указанной сфере. Так или иначе, но период формирования фабричного законодательства в последней четверти XIX в. — первой четверти XX в. позволил создать нормативно-правовой фундамент, необходимый для дальнейшего развития трудовых отношений в России. Автор полагает, что исследовательский интерес к фабричному законодательству указанного периода подтверждается особенностями положения Российской империи, которая, недавно отказавшись от модели крепостнических отношений, перешла к рыночным и напрямую столкнулась с процессами индустриализации. Безусловная значимость российского фабричного законодательства связана с его влиянием на формирование отечественного трудового законодательства.

66-72 144
Аннотация

В статье обозначены основные этапы зарождения и становления подданства как правового института в Российской империи. Несмотря на то, что политика Московского государства всячески поддерживала и поощряла добровольное вхождение в его состав различных народов, наиболее интенсивно развитие института подданства происходило именно в годы петровских реформ. Государь Петр I, оказывая содействие «инородцам» во вступлении в русское подданство, действовал не только из благородных побуждений. Его интересы были тесно связаны со стремлением принести пользу Отечеству. Обязательным условием для вступления в русское подданство было наличие у иностранца выдающихся талантов, навыков, знаний и умений. В XVIII в. при Петре I число иностранцев, прибывающих в Россию, резко выросло. Это благотворно повлияло на становление подданства как правового института. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время понятие «подданство» утратило свой патриотический смысл. Зачастую в современном мире принятие гражданства того или иного государства носит исключительно формальный характер. Однако не сто́ит забывать, что подданного от иностранца отличает не только объем принадлежащих ему прав и лежащих на нем обязанностей. Политико-правовая связь подданного с государством наполнена нравственным содержанием. На первое место выступают любовь и уважение к своей Родине, стремление принести ей пользу, обеспечить благополучие и процветание Отечества, позаботиться о сохранении государственного единства, территориальной целостности страны. Анализ исторически сложившего порядка вступления в подданство путем принесения присяги государю позволяет проследить переход данного правового института из частного в государственный. В статье находят свое отражение основные принципы подданства, сложившиеся в XVII–XVIII вв. в России. Вопросы подданства и гражданства для России имели ключевое значение на протяжении многих веков, сохранили новизну и актуальность по сегодняшний день.

73-78 61
Аннотация

В статье проанализированы основные направления работы советов депутатов трудящихся в 1941–1945 гг. в связи с переориентацией деятельности на решение задач, вызванных военной обстановкой. Изучены пути преодоления проблемы нехватки кадров в низовых советах депутатов трудящихся, мероприятия по созданию условий для обучения сотрудников советского аппарата в условиях обновления кадрового состава. Сделан вывод о том, что нехватка депутатского и руководящего состава в местных органах власти решалась за счет привлечения к работе в исполнительных комитетах советов депутатов трудящихся представителей от партии, военных структур, а также иных работников — не являвшихся депутатами данных местных советов. Указанные меры шли вразрез с конституционными установлениями, тем не менее позволяли преодолеть трудности текущего момента военного времени. Архивные материалы сохранили примеры ситуаций, когда граждане, не являясь депутатами низовых советов, назначались на должности руководителей советов и успешно справлялись со своими обязанностями на новом посту. Исследованы особенности организации и проведения сессий советов депутатов трудящихся в военной обстановке. Автор пришел к выводу, что в годы Великой Отечественной войны не могли в полной мере функционировать установленные конституционно формы и методы работы местных советов, что повлекло закономерное приспособление советских работников к работе в военной обстановке, а, следовательно, применялись нетипичные для мирного времени способы деятельности. Такие принципиально новые методы в своей совокупности позволили местным советам депутатов трудящихся справляться с задачами военного времени и преодолевать возникавшие трудности.

79-86 96
Аннотация

Статья посвящена постановке в государственной политике России задач по борьбе с религиозным экстремизмом. Автор прослеживает эволюцию понятия «экстремизм», используемого в современном законодательстве РФ. Анализируя концептуальные подходы к борьбе с экстремизмом и декларируемые принципы, по которым деяния признаются экстремистскими, автор статьи исследует эволюцию осознания властью опасности данного явления. В ходе исследования выявляется возникающий в современной России конфликт между борьбой с экстремизмом как способом защиты основ конституционного строя и государственной безопасности и свободой совести и вероисповедания как одного из основных прав, закрепленных Конституцией РФ. При этом исследуется, когда противодействие религиозному экстремизму затрагивало реализацию конституционных прав человека на свободу совести и вероисповедания. Несмотря на противоречия, возникающие в борьбе с экстремизмом, существует принцип разграничения борьбы с экстремизмом и нарушения свободы совести, который нашел свое отражение в федеральном законодательстве о противодействии экстремисткой деятельности, а также в практике Верховного Суда РФ. Указанный принцип и его основная цель являются исследовательской задачей, призванной защитить свободу совести от посягающих на нее действий, направленных на борьбу с экстремизмом, при этом осуждая и пресекая саму экстремистскую деятельность. Следует отметить, что в данной статье экстремизм и признаки, его составляющие, будут рассматриваться с точки зрения понятия, закрепленного именно в российском праве.

87-94 229
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы генезиса и эволюции института смертной казни в России. Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание не только обществом, но и профессиональными юристами целесообразности применения смертной казни как исключительной и высшей меры наказания за уголовное преступление. Современное состояние уголовно-правовых институтов Российской Федерации является результатом эволюции идей, многие из которых зародились ранее и находили проявление в отдельных законодательных актах и правоприменительной практике. Авторами обосновывается вывод о последовательном процессе гуманизации отечественной системы уголовных наказаний, что при определенных обстоятельствах должно привести к полному отказу от смертной казни. Этот факт свидетельствует, что дискуссиям о целесообразности смертной казни как особого вида уголовного наказания уже не одно столетие. Смертная казнь, призванная выполнять общественно значимые функции, не в состоянии достичь цели исправления осужденного, поскольку она не предполагает возможность лица искупить свою вину и осознать не только всю вредоносность своих действий, но и факт того, что осужденный человек больше не должен преступать закон. Продолжающиеся в юридической среде споры по вопросам коллизии законодателя в области уголовного наказания, безусловно, требуют ретроспективного анализа заявленной проблемы.

МИР

95-104 79
Аннотация

В статье представлен компаративистский анализ российских нормативных правовых актов и актов международных организаций и ЕС в сфере права на искусственную репродукцию путем использования суррогатного материнства. Целью этой статьи является анализ российской и международной практики нормативно-правового регулирования суррогатного материнства. В работе используются аналитический и сравнительной правовой методы. В статье даны краткий анализ российской правовой базы суррогатного материнства и описание практики проведения соответствующей процедуры. Также проанализирована практика международных межправительственных и профессиональных организаций по вопросам определения суррогатного материнства, лиц, участвующих в соответствующей процедуре, прав этих лиц в соответствии с основополагающими документами в сфере прав человека. Рассматриваются практика ООН и основные документы его органов в указанной сфере, также дается информация по вопросам защиты прав женщин и детей из отчетов и докладов, представленных в рамках деятельности региональных организаций ООН. Проанализирована соответствующая практика европейских региональных международных организаций, таких как Совет Европы. Дополнительно проанализирована практика ЕС как международной организации региональной интеграции с уникальной компетенцией, которая в том числе касается вопросов суррогатного материнства. Также представлена практика Суда ЕС как основного судебного органа ЕС в сфере рассмотрения вопросов компетенции ЕС. В конце работы делается вывод о необходимости разработки и принятия комплексного подхода к правовому регулированию процедуры суррогатного материнства, где на первом месте должны стоять интересы и здоровье ребенка, рожденного в рамках соответствующей процедуры.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

105-115 94
Аннотация

Реальный переход Российской империи к конституционной монархии оказался бы возможен в случае полной консолидации общества и политических партий, правительства и самодержца. При отсутствии такового стала прослеживаться эволюция российской политической системы, терпящей настоящий крах при трансформации в направлении дуализма. Империя уже готовилась пройти путь от зарождения монархического конституционализма до режима личного правления императора. Иными словами, повернуть вспять. Насколько оказалось возможным ограничение неограниченной монархии? Ведь полностью буржуазным государством России на рубеже веков стать так и не удалось, законодательство по-прежнему именовало Николая II самодержцем, и лишь один Красный Октябрь окончательно сумел ликвидировать феодальные пережитки. Нельзя, однако умалять роль Высочайшего манифеста 17 октября 1905 г., провозглашавшего незыблемость гражданских свобод и пытавшегося очертить границы самодержавия. Многовековой институт последнего так или иначе был реорганизован, а его обновленные принципы 23 апреля 1906 г. стали ядром Основных государственных законов. Применимы ли к акту высшей юридической силы условности и оговорки? Знает ли история сослагательное наклонение? И по сей день в науке нет единого мнения в оценке событий Первой русской революции, подчас абсолютно незаслуженно меркнувшей на фоне последующего десятилетия. Ограничение власти Государственным советом и Государственной думой выступило своеобразной фикцией, явившей в конечном счете недееспособность конституционной монархии в России. Фактический возврат к режиму личного правления самодержца ярчайше показал всю недостатки опоры на органы народного представительства.

116-123 68
Аннотация

В статье представлена сравнительная характеристика аграрной реформы П. А. Столыпина и аграрной реформы в постсоветской России, анализируются причины проведения данных реформ, сравниваются их цели и задачи. Выделяются проблемные аспекты обеих реформ, а также их сильные черты. Подчеркивается актуальность данной сравнительной характеристики. Выявленные позитивные стороны реформы П. А. Столыпина, по убеждению авторов, демонстрируют, насколько дальновидным был реформатор в решении аграрного вопроса и в целом смягчения политической обстановки в стране, чему способствовала «переселенческая политика». В работе уделяется особое внимание постсоветскому развитию аграрного сектора экономики, так как это было обусловлено необходимостью налаживания путей перехода государственной собственности, находившейся на праве пользования у населения, к собственности частной, являющейся лицом тех рыночных преобразований, которые коснулись экономики в 1990-х гг. в период распада СССР. Авторы отмечают, что общей положительной чертой обеих реформ является расширение прав землепользователей. При столыпинской реформе крестьяне могли становиться землевладельцами, у них появлялась мотивация к труду. То же самое происходит и в постсоветской России: граждане Российской Федерации в 1990-х гг. также становились землевладельцами, у них появлялось правомочие на самостоятельное распоряжение своей землей. Недостатки реформ совсем не похожи: государство в первом случае не было готово к массовым переселениям крестьян на восток, к реакционному и консервативному мышлению общины, а во втором — не смогло создать единый орган, контролирующий сферу земельных отношений.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2542-2472 (Online)